Президент подписал закон о параллельном импорте – ввозе товаров без согласия правообладателя. Документ легализовал новую схему работы, снял возможную правовую ответственность. Однако у потребителей осталось немало вопросов – начиная с цены, по которой придется приобретать технику, заканчивая возможностью ее гарантийного обслуживания.
Повторение пройденного
Напомним, с конца февраля российский рынок начали покидать различные компании: производители одежды, мебели, автомобилей и др.
В Правительстве РФ было принято решение о возможности легализации схемы, когда приобретаемый товар ввозится не через официального дилера, а через поставщиков, которые приобретают, к примеру, технику, легально поставляемую в другую страну.
Ввозить таким образом разрешено не все группы товаров, а только те, что попали в список Минпромторга РФ (с полным перечнем можно ознакомиться на официальный интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru).
Предполагается, что это позволит избежать дефицита на рынке, обеспечит необходимыми комплектующими – двигателями, фильтрами и т. д.
Перечень корректируется, недавно появилась информация о том, что туда, к примеру, войдет Lego – производитель популярных конструкторов только недавно объявил о том, что прекратит работу в России.
По словам Антона Пыжева, заведующего отделом прогнозирования экономического развития Красноярского края Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, такая схема не является для нашей страны принципиально новой:
В конце 90-х годов и начале 2000-х многие наименования товаров, в том числе первые сотовые телефоны, стиральные машины, также ввозились в страну без согласия правообладателя, и никто на это внимания не обращал.
Был даже такой период, когда часть телефонов лежала на прилавке с надписью «ростестовские» (Ростест – центр сертификации, выполняющий проверку ввозимых в страну товаров на соответствие требованиям, нормам и регламентам, действующим на территории РФ), а другая часть считалась параллельным импортом. Это вполне рабочая схема, потому что ни одна экономика мира не способна полностью производить весь спектр даже потребительских товаров. За прошедшие несколько десятков лет это в какой-то степени удавалось только одной стране – СССР, но часть каких-то товаров все равно приходилось импортировать.
Обслуживание гарантировано
Одними из первых официально заявили о продаже товаров, ввезенных в Россию по системе параллельного импорта, марткетплейсы*. Подключились также крупные продавцы мобильной и цифровой техники.
В одном из таких российских интернет-магазинов автору рассказали, что идентифицировать товар, поступивший по системе параллельного импорта, просто: в описании будет указано, что он «произведен для Казахстана или Японии». После покупки необходимо будет установить российское программное обеспечение – это займет буквально несколько минут, при возникновении сложностей в торговых точках готовы помочь продавцы-консультанты.
В то же время Федеральная антимонопольная служба сообщила, что «ввоз продукции параллельными импортерами на территорию России не лишает потребителя права гарантийного обслуживания и технической поддержки.
Согласно Закону о правах потребителей, в течение гарантийного срока при обнаружении в товаре недостатка удовлетворить требования потребителя обязан не только производитель, но и продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер. В отношении продукции, ввозимой параллельными импортерами на территорию России, будут осуществляться все существующие таможенные и контрольные процедуры».
Немаловажным остается вопрос стоимости товаров, которые будут поступать с помощью извилистых логистических цепочек.
– Понятно, что если мы будем ввозить с помощью посредников, то и цена неизбежно поднимется на 20–30 процентов, – отмечает Антон Пыжев. – С другой стороны, мы наблюдаем уникальное для новейшей истории свободной конвертации рубля явление – наша национальная валюта существенно укрепилась относительно мировых резервных валют. И это создает обратный эффект: товары, которые приобретаются за доллары, подешевеют. Цены ограничены покупательной способностью: человек, который, к примеру, хотел потратить определенную сумму на телефон, будет ждать предложения на рынке за эти деньги, и продавцу придется принимать это во внимание.
Что дальше?
Будем продолжать ввозить продукцию через третьи страны?
Как заявил премьер-министр страны Михаил Мишустин, теперь важно перейти от догоняющей модели развития к опережающей. Санкционные барьеры и запреты кардинально изменили существующий порядок. Значит, нужно в сжатые сроки построить технологический суверенитет.
Речь о многих отраслях, например об авиастроении, где максимально увеличиваются темпы перевода лайнеров полностью на отечественные комплектующие. Основные вакцины и лекарственные препараты выпускаются у нас, но из импортных компонентов, поэтому нужно приступить к технологической независимости по биологическим и химическим субстанциям, сырью, оборудованию.
В правительстве скоро представят новую модель промышленных кластеров – наибольшее количество преференций получат те, кто занимается продукцией из перечня критического импорта.
*Марткетплейс – площадка, которая продает товары и услуги разных продавцов через интернет.