Выявлено более 88 тысяч нарушений законов, не одним десятком тысяч исчисляются принятые для их устранения акты реагирования – так выглядит общий итог деятельности надзорных органов края за шесть месяцев. На самом деле эта цифра включает в себя целый спектр проблем, каждая из которых заслуживает отдельного разговора. Каковы главные болевые точки прошедшего полугодия, на чем следует сосредоточить внимание в будущем? Об этом «НКК» рассказывает прокурор Красноярского края, государственный советник юстиции II класса Михаил САВЧИН.
– Михаил Михайлович, в целом вы довольны работой своих подчиненных? Вообще, насколько ощутимы для простых граждан результаты деятельности прокуратуры за полгода?
– Если в целом, то поработали неплохо. Принципиальность многих прокуроров, правильно организованное взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления положительно повлияли на состояние законности в крае. Вместе с тем работа отдельных прокуроров вызывает нарекания, но подведение итогов как раз и необходимо для того, чтобы своевременно обнаружить и устранить пробелы в работе. Что же касается ощутимых результатов, о которых вы говорили, то тема эта очень широкая, мы будем не раз к ней возвращаться. Для начала приведу одну цифру: благодаря вмешательству прокуроров погашена задолженность по заработной плате на сумму более 423 миллионов рублей.
– Судя по докладу генпрокурора РФ на недавней коллегии, сумма возвращенных долгов по зарплате составила огромную цифру – более 13 миллиардов рублей, и, видимо, это только надводная часть айсберга. В крае насколько остра эта проблема?
– В условиях неблагоприятных внешних факторов в текущем году вопрос погашения задолженности по заработной плате требовал от нас особого внимания. Несмотря на результаты проделанной работы, по состоянию на 1 июля 2016 года только по данным Красноярскстата, свыше 2 100 работников не получили вознаграждение за труд в размере 87,8 миллиона рублей. С учетом скрытой задолженности общая сумма значительно больше. Поэтому на следующее полугодие мы запланировали проведение проверки соблюдения трудового законодательства с обсуждением ее результатов на расширенном заседании коллегии. Также в центре внимания – соблюдение законности при переселении граждан из аварийного жилья, реализации программ по улучшению жилищных условий, предоставлению муниципальной жилплощади. Наибольшее количество аварийного жилья сосредоточено в Красноярске, Лесосибирске, Ачинске, Назарово, Канске, Боготоле, Дивногорске. Мы подготовили подробное задание для предстоящей проверки в этой сфере, результаты которой будут рассмотрены на коллегии прокуратуры.
– А как обстоит дело с медицинским обслуживанием? Ведь именно на эту сферу приходится значительная доля жалоб.
– Прокуроры безусловно уделяют внимание соблюдению прав граждан на охрану здоровья. Нами налажено взаимодействие с органами контроля, страховыми организациями, совместно со специалистами проводятся соответствующие проверки в сфере здравоохранения. Самые вопиющие нарушения касаются ненадлежащего оказания медицинской помощи гражданам, отказов в оказании медицинской помощи. В таких случаях мы инициируем уголовное преследование, добиваемся взыскания морального вреда в пользу пострадавших от некачественного лечения. Частные примеры сигнализируют о просчетах в медицине, которых априори быть не должно. Ведь за каждым из них жизнь и здоровье человека. Так, минусинским межрайонным прокурором, прокурорами Норильска, Лесосибирска, Туруханского района в первом полугодии выявлялись факты ненадлежащего оказания медицинской помощи, повлекшие причинение вреда здоровью граждан, в связи с чем в их интересах в суды направлено семь заявлений. Два из них – в Норильске – рассмотрены и удовлетворены, по решению суда в пользу граждан с учреждений здравоохранения взыскано 550 тысяч рублей. Кроме того, по материалам проверки норильской прокуратуры возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении врача, проводившего операцию гражданину, в результате которой был причинен тяжкий вред здоровью. В Зеленогорске и Лесосибирске вскрыты случаи отказов врачей в приеме пациентов для оказания медицинской помощи и консультаций. В целом состояние законности в здравоохранении требует глубокого анализа, комплексных проверок медучреждений. Также не должны оставаться вне поля зрения вопросы ценообразования на лекарственные средства, обеспечения отдельных категорий граждан бесплатными лекарствами и изделиями медицинского назначения.
– Какие еще направления деятельности вы считаете принципиально важными?
– Важны все направления. Разве не важно, например, исполнение решений судов по искам граждан и прокуроров, выступающих в их защиту? Судебная система не сработала вхолостую, если решения судов исполнены в разумные сроки. Это один из основополагающих элементов оценки работы системы правоохранительных органов в обществе. За прошедшие полгода на исполнении в службе судебных приставов находилось почти полтора миллиона исполнительных производств с суммой, подлежащей взысканию, в размере более 112 миллионов рублей. Внимание прокуроров было направлено на исполнение требований исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате, налогам и сборам, административных штрафов, а также штрафов, назначенных приговором суда по преступлениям коррупционной направленности, кредиторской задолженности, в сфере охраны окружающей среды. Особое значение приобретает тема бюджетной дисциплины. Благодаря прокурорскому вмешательству во многих муниципальных образованиях укрепилась бюджетная дисциплина, удалось пополнить бюджеты всех уровней за счет выявления прокурорами дополнительных резервов в муниципалитетах. Стабильно высоким остается количество нарушений, допускаемых государственными и муниципальными заказчиками при организации и проведении торгов, заключении и исполнении контрактов. В то же время факты неправомерной приемки и оплаты фактически невыполненных работ по-прежнему выявляются единичными прокурорами – а здесь наша активность не должна ослабевать.
Без чинов и рангов
– Только за последние два-три месяца мы увидели, что главными действующими лицами громких коррупционных скандалов становятся люди высокого полета в разных регионах – губернаторы, руководители ведомств, генералы. Говорят, что это очередная кампания, приуроченная к выборам.
– Никакой кампании нет, есть системная работа по борьбе с коррупцией. Она и раньше проводилась, и в будущем мы будем только усиливать ее. Напомню, что в органах прокуратуры края принят комплексный план по противодействию коррупции на 2016–2018 годы, в рамках которого проверками были охвачены Законодательное собрание и избирательная комиссия края, ГСУ СК РФ по краю, управления Росприроднадзора и Росимущества по краю, министерства финансов, транспорта, здравоохранения края, органы местного самоуправления, а также различные организации. В результате проверок выявлено более 6 300 нарушений закона, имеющих коррупционную составляющую, – это почти на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года.
– Какого характера эти нарушения?
– Значительная их часть связана с тем, что должностные лица представляют неверные сведения о доходах и расходах либо вовсе их не представляют. Так, на основании представлений прокуроров Березовского, Емельяновского, Козульского районов досрочно прекращены полномочия нескольких депутатов сельских советов районов. В Красноярском горсовете установлено пять подобных нарушений. Впрочем, проверки достоверности сведений о доходах и расходах пока не завершены. Что касается взяточничества, то здесь надо отметить два момента: общее число такого рода преступлений выросло незначительно, на два процента, но вместе с тем наблюдается рост среднего размера суммы взятки с 1 900 до 17 300 рублей.
– Какие наиболее значимые коррупционные дела в крае вы можете назвать?
– В феврале нынешнего года ГСУ СК России по краю возбудило уголовное дело в отношении депутата регионального ЗС Седова по факту получения от представителя ООО «Злата» Трофимова взятки в сумме 1 100 000 рублей, то есть в особо крупном размере, за общее покровительство по службе. В настоящее время уголовное дело находится в производстве, Седов заключен под стражу. Кроме того, уголовное дело в отношении бывшего директора КГКУ «Дирекция по комплексному развитию Нижнего Приангарья» – заместителя министра экономического развития, инвестиций и внешних связей Красноярского края Маршалкиной возбуждено по итогам проведения оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками ГУ МВД России по краю. Ей предъявлено обвинение в получении взятки в особо крупном размере должностным лицом, фальсификации документов в целях незаконного захвата управления в юрлице. Обвинение не окончательное, поскольку расследование не завершено. В отношении нее также избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. В целом за первое полугодие судами края рассмотрено 95 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 100 лиц, из них 90 осуждено. Вынесены обвинительные приговоры в отношении глав Высотинского сельсовета Сухобузимского района, Богуславского сельсовета Партизанского района, Леонтьевского сельсовета Тюхтетского района, поселка Усть-Кемь Енисейского района, руководителей управлений образования администрации Минусинска и Ужурского района, начальника отдела по управлению муниципальным имуществом администрации Боготола, государственного инспектора Енисейского управления Ростехнадзора.
Криминальный срез
– По данным правоохранительных органов, в крае наблюдается рост преступности. В чем, на ваш взгляд, причины такой тенденции и как ее преодолеть?
– Благодаря тесному взаимодействию прокуратуры, органов власти, правоохранительных органов, институтов гражданского общества криминогенная обстановка в крае остается под контролем. Но, действительно, рост преступности наблюдается. В 2015 году – впервые за последние годы – он составил 10 процентов, а в первом полугодии нынешнего – 13 процентов. При этом рост числа тяжких преступлений составил полтора процента. Такая негативная тенденция характерна для большинства городов и районов края. Тревожит и то, что темпы роста преступности в крае выше, чем в целом по стране и СФО, где число преступлений увеличилось на три процента. При этом раскрываемость, хоть и незначительно, но снизилась и составила 56,5 процента. Это потребовало от органов прокуратуры края дополнительных мер в рамках координационной деятельности и организации надзора за исполнением законодательства о противодействии преступности.
– А что-то оптимистическое есть?
– Да, конечно. Благодаря совместным усилиям прокуратуры, правоохранителей, других заинтересованных ведомств снизилась преступность в подростковой среде. Также принятыми мерами прокурорского реагирования была активизирована деятельность органов внутренних дел по административному надзору, что привело к снижению рецидивной преступности среди лиц, находящихся под административным надзором.
Вопрос будущего
– Накануне Дня Победы сообщили, что сотрудниками регионального УФСБ предотвращен теракт. Какова роль прокуратуры в борьбе с терроризмом? Что сделано за полгода?
– Надзор за исполнением законодательства о противодействии терроризму – одно из приоритетных направлений нашей деятельности. В первом полугодии было проведено 612 проверок безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспорта, топливно-энергетического комплекса, жизнеобеспечения, мест с массовым пребыванием людей. Выявлено 1 775 нарушений закона, в связи с чем руководителям предприятий, главам муниципальных образований внесено 429 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 380 должностных лиц. Но в целом результаты работы свидетельствуют о том, что в крае сложилась и функционирует система предупреждения и пресечения экстремистских и террористических проявлений. Хочу особо отметить, что в регионе не зарегистрировано тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных по мотивам расовой, национальной, религиозной ненависти, не допущено проявлений экстремизма, беспорядков при проведении массовых мероприятий. Тем не менее работу в этом направлении мы будем усиливать при активном взаимодействии с силовыми структурами, органами власти. В апреле нынешнего года мы провели межведомственное совещание руководителей правоохранительных органов края. Также отмечу, что в текущем году значительно активизирована работа органов ФСБ по выявлению лиц, участвующих в деятельности террористических организаций.
– К нам обратилась наша читательница, дочь и внук которой стали фанатичными адептами секты. Семейные связи рушатся, деньги уходят в сектантскую кассу… Вообще, сегодня православная общественность, да и не только православная, говорит о том, что законных механизмов влияния на деятельность сект практически нет. Это действительно так?
– Нет, не так. Вот конкретный пример. По обращению родственников участников религиозной организации, находящейся в Ирбейском районе, прокуратурой края проводилась проверка ее деятельности. Установлено, что руководителем организации в нее вовлечены граждане, в отношении которых применялось как физическое, так и психологическое воздействие. За жизнь «не по уставу» послушников лишали пищи, били ремнем, подвергали тотальному контролю, лишали права на квалифицированную медпомощь. По результатам проверки УФСБ России по краю в отношении организатора возбуждено уголовное дело по факту создания религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, иным причинением вреда их здоровью. В настоящее время следствие по делу окончено, уголовное дело находится в производстве суда.
– В начале лета Госдума приняла поправки к 116-й статье УК, согласно которым любое физическое воздействие на ребенка со стороны родителей уголовно наказуемо. Поправки вызвали бурную реакцию в обществе, были названы «законом против воспитания». Но сейчас речь не о самом законе. Проблема преступности в отношении несовершеннолетних очень актуальна. Что делается для предупреждения жестокого обращения с детьми?
– Анализ преступности в отношении несовершеннолетних за 2015 год показал рост преступлений против жизни и здоровья несовершеннолетних, 76 детям был причинен тяжкий вред здоровью, 59 погибло. Если же говорить о необходимости «закона против воспитания», то назову вам несколько цифр: из 800 случаев побоев, нанесенных несовершеннолетним, каждый четвертый был совершен в семье родителями либо лицами, проживающими с детьми. Кроме того, в 31 семье, находящейся на учете органов системы профилактики, дети подверглись насилию вследствие формального подхода специалистов к своей работе. Они не оценили всей степени угрозы условий жизни, в которых находились пострадавшие. Проблемы своевременного выявления и пресечения фактов жестокого обращения с детьми, их безнадзорности обсуждались в апреле нынешнего года на межведомственном совещании с органами правоохраны, исполнительной власти края с выработкой комплекса постоянных мероприятий. Подготовлена новая редакция закона края, регламентирующего деятельность органов опеки и попечительства. После прокурорского вмешательства органами системы профилактики поставлено на учет более 100 семей, находящихся в социально опасном положении. Для таких семей разработаны меры поддержки, за ними ведется постоянное наблюдение, чтобы была возможность изъять детей из опасной среды в случае ухудшения ситуации в семье. И к первой части вопроса: как бы прозаично это ни звучало, культура поведения в семье в большей степени предопределяет будущую культуру общества. Взрослея, дети, подвергнутые насилию, сами неизбежно становятся семейными тиранами. Поэтому связать по рукам и ногам уголовными санкциями за бездушие и неумение быть родителями – мера экстренная. В то же время умению урегулировать конфликты, в т. ч. семейные, пониманию психологии взаимоотношений нужно учить, начиная с детства, всех. Тогда необходимость в насилии над детьми как методе воспитания отомрет сама собой, и в уголовных санкциях тоже. Уместно сказать, что доброта к детям спасет мир. Закон нужно исполнять независимо от отношения к нему. Сегодня мы, в том числе и прокуроры, надзирая за законами, формируем будущее общество. Кроме инициирования санкций к преступившим закон – меча карающего, прокуратура участвует в правотворчестве в пределах предоставленных законом полномочий, координирует деятельность в сфере борьбы с преступлениями и правонарушениями, поддерживает обвинение по уголовным делам в судах, участвует в рассмотрении гражданских и арбитражных дел, исполняет роль правового консультанта для граждан, учит законопослушанию и справедливости. И это далеко не полный перечень нашей работы.
– Насколько востребован прокурор сегодня?
– За полгода к прокурорам обратились более 43 тысяч граждан с самыми разными вопросами. И это показатель востребованности. Я сам регулярно веду прием, езжу по краю, работаю с людьми и для людей и аналогичные требования предъявляю к подчиненным работникам. Такой подход позволяет жить в гуще событий, знать, что происходит сегодня, и прогнозировать развитие жизни на завтра, не драматизировать проблемы, а решать их в рабочем порядке взвешенно и профессионально в правовом поле.
Взрослея, дети, подвергнутые насилию, сами неизбежно становятся семейными тиранами. Поэтому связать по рукам и ногам уголовными санкциями за бездушие и неумение быть родителями – мера экстренная