Что значит быть современным учителем

Что значит быть современным учителем
Фото: Руслан Рыбаков

День учителя – праздник с поистине фундаментальным всенародным статусом. Хотя бы потому, что в нашей стране, видимо, уже не осталось человека, не соприкасавшегося с представителями этой профессии, которых, кстати, можно воспринимать широко – не только школьных учителей, но и вообще всех, кого объединяет емкое слово «образование».

Учительству посвящено множество возвышенных слов, которых оно, бесспорно, заслуживает. Но есть и другая часть праздничного «репертуара», а именно рассуждения о нынешней роли и социальном статусе педагога. Попросту говоря, это попытка понять, какие перемены произошли в профессии и достаточно ли уважают учителя государство и общество.

Кажется парадоксом, но внятный ответ на второй вопрос найти практически невозможно – даже при наличии многообразной статистики по доходам, нагрузке и прочим сторонам педагогического бытия. Те же зарплаты учителей отличаются в разы – в зависимости от региона, статуса учебного заведения и тысячи прочих факторов – так же, как и условия работы. И есть еще множество других разночтений, не позволяющих нарисовать некий обобщенный портрет. Видимо, понять, что такое быть современным учителем, может только сам современный учитель. Ему и слово.

Трудности отделяют зерна от плевел

Раиса Мутагаровна Ахметова, учитель истории, гимназия № 10 им. А. Е. Бочкина, Дивногорск. Педагогический стаж 51 год.

Сам вопрос о статусе учителя говорит о важности его труда. Статус состоит из прав, обязанностей, возможностей и престижа. Если говорить о правах, то за последние 10 лет, на мой взгляд, их стало больше. Впрочем, так же, как и обязанностей. А вот престиж учителя достаточно невысокий на сегодняшний день, и за прошедшее десятилетие он, скорее, понизился. Чем это объяснить? Надо обратиться к тому, что мотивирует, прежде всего зарплате, соотносимой с объемом нагрузки, и, с другой стороны, – поддержкой. Зарплата учителя, если взять Сибирь, достаточно низкая в сравнении с зарплатами в других сферах, да и поддержка недостаточная. На таком фоне возникает парадоксальная ситуация, поскольку важность учителя в обществе как наставника, как носителя знаний только растет. Кроме того, есть большой объем трудовых функций, и чем дальше, тем их больше, а это требует профессионализма и ответственности.

Но я оптимистка и верю, что со временем престиж нашей профессии будет достаточно высоким. Только этого не достичь в один момент. Вспомните слова Столыпина: «Дайте нам двадцать лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете Россию». А у нас – здесь я как историк рассуждаю – не было этого покоя даже на десятилетие… Однако во всех этих минусах есть очевидный плюс. Трудности отделяют зерна от плевел. Из школы ушли те, кто не может быть учителем. К примеру, в моем окружении есть семь человек с педагогическим образованием, которые пытались работать в школе – и не смогли. Однако в то же время сейчас в нашей гимназии работают учителями 13 наших выпускников, и, я считаю, это прекрасно! Это хорошие, энергичные, молодые преподаватели.

И еще один момент. В нынешнем году одна из моих выпускниц с довольно неплохим аттестатом не поступила в пединститут – не прошла по конкурсу. Я, конечно, очень расстроилась, ведь у нее было великое желание стать педагогом… Но, с другой стороны, это может означать, что конкурс в педагогические вузы стал ощутимо жестче. В том числе потому, что профессия учителя имеет высокую привлекательность для молодых людей. Верю, что со временем и ее престиж будет выше, чем сегодня.

Педагог – не клоун, он – человек играющий…

Кандидат культурологии Алексей Алексеевич Снетков представляет одновременно сферу профессионального образования и высшую школу – он мастер производственного обучения Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства и доцент кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях СФУ. По его мнению, статус и роль учителя поменялись кардинально.

– Еще 10−15 лет назад учитель был носителем знаний. В лучшем варианте – эрудитом, цитирующим тексты наизусть, которого школьники или студенты слушали открыв рты, поскольку информация, исходившая от учителя, была для большинства недоступной, в чем-то уникальной. Я всегда вспоминаю своего педагога Виктора Николаевича Бабковского, человека с феноменальной памятью, который мог блестяще цитировать как минимум произведения Пушкина, а кроме того, таких писателей и ученых, о которых мы даже не догадывались…

Но сегодня любая информация в широком доступе, и потому учитель не может быть просто носителем знаний. Теперь он является человеком, который вдохновляет, настраивает, определяет вектор развития, по сути, направляет своего подопечного на путь истины. Он дает отсылку на источники информации и создает условия для того, чтобы школьник или студент начинал сам искать, находить и постигать. Тогда ценность этих знаний имеет совсем другой вес. Более того, радикально поменялся и социальный статус учителя. Например, в системе профессионального образования раньше почти никто при поступлении не задавал вопрос: кто именно преподает и что из себя представляет тот или иной мастер? Кстати, благодаря соцсетям и другим ресурсам это не так трудно узнать. Нисколько не сомневаюсь, что наш преподавательский состав состоит из профессионалов, но сейчас абитуриент уже идет на конкретного учителя. Молодежь сегодня желает не просто получать знания, но и взаимодействовать с учителем на более качественном уровне.

– В чем, на ваш взгляд, основная проблема нынешнего учительства?

– Как учить самих учителей. Имею в виду прежде всего процесс самообразования, бесконечного самосовершенствования. По-моему, этого сейчас немножко не хватает. Хорошо подготовленный педагог сегодня не является чем-то особенным. Базовая проблема в том, что мы должны идти не в ногу со временем, а с опережением – постигать новейшие образовательные технологии, чтобы в итоге информация, переработанная учителем, была не только понятной, но и актуальной, связанной с реальностью.

Другой момент – как ни парадоксально звучит, но педагогам не хватает игровых технологий. Принято считать, что это из области дошкольного образования, но это не так. Да, учитель не клоун, не развлекатель, но он человек играющий, создающий условия игры, вовлекающей ученика в процесс обучения, и ту легкость, которой зачастую недостает педагогам. Если мы сосредоточимся на этих двух моментах, то есть шанс, что наше образование выйдет совсем на другой качественный уровень.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности