Чтобы не бояться общества Чем живет инклюзивный театр

Чтобы не бояться общества Чем живет инклюзивный театр

– Холодно на улице. Очень холодно. Это я все сделала, – в фойе театра юного зрителя Снежная королева стучит по полу своим посохом. – А вы готовьте мне подарки, готовьте, потом положите вот в эту коробку.

Нет оснований королеве не верить: за стенами театра на самом деле трескучий мороз, а вот внутри – тепло и уютно. На инклюзивной елке ребята расписывают пряники и мастерят елочные игрушки. Все вместе. Обезьянки и шары станут украшением для елки, ведь без наряженного леса Новый год не наступит – такой сценарий придумали ученики и педагог инклюзивной театральной студии при ТЮЗе.

Превзойти себя

На малой сцене театра – заснеженный лес: елки, сугробы, в зрительном зале – волнующиеся мамы и папы, друзья и друзья друзей. А еще – волонтеры, они помогут вовремя запустить воздушные шарики, которые пока убраны в сетки на стенах. Рядом со мной сидит мама ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Нужно помочь в определенный момент отпустить на волю шарики, чтобы дополнить театрализацию спецэффектами. Для нее важно, чтобы таких инклюзивных мероприятий было как можно больше. Сейчас ее дочка маленькая и не понимает, что она не такая, как все. А вот потом, вздыхает мама, может быть и сложновато, поэтому она активно помогает общественному движению «Право на счастье», которое и создало инклюзивную театральную студию на деньги гранта от краевого агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития и субсидию администрации города.

Инклюзивный театрСпектакль начинается. На сцену выходят привычные по детским сказкам персонажи: зайчик, медведь, Баба-яга, Снежная королева, Красная Шапочка. Обычный спектакль, обычные дети – и только переживающие на деревянных скамеечках мамы знают, что не так с их детьми. Сейчас в студии 15 ребят.

– Ух я вас, ух, сейчас наколдую, – несомненная звезда спектакля Баба-яга – Даша Коротенко – вжилась в роль, и не верится, что занимается она в студии лишь с марта 2015 года.

– Участие в новогоднем спектакле сделало жизнь моей дочери Дарьи более радостной, эмоционально насыщенной, помогло ей почувствовать себя уверенной, раскрепощенной, – напишет на следующий день в социальных сетях мама Даши. – Моя любимая, неподражаемая, очень естественная Бабка-ежка превзошла саму себя, играя очень искренне и по-настоящему!

Такому преображению предшествовал серьезный труд. Как вспоминает руководитель театральной студии, режиссер-педагог Татьяна Мамичева, начинать занятия было непросто.

– Сложно было даже собрать детей, чтобы они слушали меня и что-то делали вместе. Ребята разбредались в разные стороны или погружались в себя. Родители потом признались мне: боялись, что я откажусь от проекта, – похожая на фарфоровую статуэтку Татьяна очаровательно улыбается. – Мне, конечно, было сложно, но даже мыслей таких не возникало. Сейчас у нас настоящий коллектив. Мои артисты поддерживают друг друга, переживают за общее дело. За неполные 10 месяцев я вижу колоссальный прогресс.

Невидимые победы

инклюзивный театр– Актерское мастерство развивает каждого человека, – считает Татьяна. – А ребятам с ограниченными способностями это вдвойне необходимо. Актеру на сцене нужно уметь максимально концентрироваться, взаимодействовать с партнерами, реагировать на внезапно возникающие ситуации – включаться актерски.

Что сейчас и делают юные артисты. Зайчик поднимает упавшую на сцене елку, Баба-яга на мгновенье забывает текст, видно, что она по-настоящему переживает, – но вот ей удается справиться с волнением, и спектакль продолжается. И все это при полном зале. Раньше кто-то из ребят не мог не то что произнести текст – даже просто выйти на сцену. То, что получается у них сейчас, – это огромная победа над собой.

После спектакля Сергей Ладыженко, руководитель агентства молодежной политики и реализации программ общественного развития, награждает актеров благодарственными письмами. На сцену выходит крошечный зайчик и ведет за лапу большого медведя. Медведь – это Илья, зайчик – его младшая сестра Ксения. Медведь жмет руку руководителю агентства, забирает грамоту и улыбается. Для кого-то это совершенно обыденные действия, которые даже как-то странно обсуждать. Но не в этом случае: для Ильи это настоящий прорыв. По словам режиссера-педагога, он был очень стеснительным. А сейчас он свободен, естественен и обаятелен.

– Или Настя – да, один из ангелов, она не пела, – рассказывает о своих подопечных Татьяна. В спектакле есть прекрасный номер – две девочки-ангелочка исполняют песню. Третий ангел просто сопровождает поющих – это Настя. – Прекрасный ангел, согласитесь? Когда она пришла в студию, я слышала от нее только: я не буду, я не могу, у меня ничего не получится. Понимаете, такая гиперстеснительность. А сейчас я вижу, что она включается в спектакль – работает уже по-актерски.

Пробы самостоятельности

Не нужно думать, что инклюзивная студия – благо только для детей с особенностями здоровья. 14-летней Ане, Снежной королеве, еще одной звезде спектакля, занятия помогли преодолеть стеснение. Сейчас на ней и на 13-летней Оле лежит основная нагрузка – сюжетная линия спектакля строится в том числе и вокруг их персонажей. Девчонки, похоже, нашли себя – обе мечтают стать актрисами.

– Сейчас я очень хочу сыграть пиратку, – мечтает Оля. В новогоднем спектакле она Красная Шапочка. – Почему? Просто женщин-пиратов очень мало, и мне хочется увеличить их популяцию.

Для Оли, как и для Ани, это уже вторая инклюзивная студия, до этого они занималась в театре моды. На неудобный вопрос о том, как она представляла себе такие занятия, школьница отвечает по-взрослому тактично: да, представляла, как это примерно будет, но реальность оказалась лучше.

– Просто у меня в садике была такая подружка, – серьезно смотрит на меня Оля. – Мы дружим до сих пор. Так что я знаю, как это, когда у детей бывают проблемы со здоровьем.

Вполне возможно, что женщина-пират в следующей постановке и появится: новогодний спектакль так и строился – от желаний самих артистов.

– Конечно, так не делается, – улыбается Татьяна Мамичева, – но сначала мы с ребятами обсудили персонажей, которые могут быть в этой сказке. Потом каждый выбрал для себя роль, и не всегда они совпали с моим пониманием, но я не стала настаивать. Знаю, насколько важно играть именно то, что нравится.

Любовь к театру, к самим детям – именно то, что движет режиссером-постановщиком. Достаточно посмотреть, как дети после спектакля обнимают Татьяну, делятся своим восторгом от того, что все получилось.

– С родителями я очень строгая, чего не скажешь о детях, – поясняет Татьяна Мамичева. – Просто мамы очень часто пытаются подсказывать, говорить, как нужно делать. А для меня важно, чтобы ребята справлялись сами. Сами.

Каждое занятие строится как настоящий актерский тренинг: техника речи, пластика, импровизация. Все по-взрослому, по-настоящему. Для многих детей это первые пробы самостоятельности: родителям на занятиях присутствовать нежелательно.

После окончания спектакля во время чаепития Снежная королева – Аня – размышляет о том, для чего нужны такие студии:

– Я думаю, чтобы человек не боялся общества, – она тщательно подбирает слова. – Не боялся сцены. Чтобы дети могли радоваться, веселиться при любом народе, – завершает она мысль.

И с этим трудно не согласиться – сама инклюзивная елка показала, как это происходит.

Фото Нины Гриневой

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 апреля 2024
О новейших методах мошенничеств рассказали в полиции
От 10 до 15 миллионов звонков в день совершают мошенники в России, что составляет примерно 15–20 процентов всего голосового трафика
Без рубрики
28 апреля 2024
Всегда там, где нужны
Активность, неравнодушие, взаимопомощь – залог долгой и счастливой жизни. В этом убеждены люди старшего поколения, «серебряного» возраста, живущие в Канском
Без рубрики
27 апреля 2024
Корректировка со знаком плюс
Корректировка краевого бюджета стала одним из ведущих вопросов состоявшейся на минувшей неделе сессии Законодательного собрания края. Изменения параметров главного финансового