– Вообще я обычно кровяную колбасу для гостей делаю. А тут муж в Таллин уехал на неделю, а я без него как без рук, – Лина Андреева, автор проекта «Этнодеревня», расставляет на столе угощение: домашний творог, сыр с тмином, сметану, варенье из голубики. – Сейчас быстренько домой сбегаю, корову подою – и к вам вернусь, все расскажу, – хрупкая Лина кутается в теплую кофту: несколько дней назад в Верхнем Суэтуке выпал первый снег.
Жить на благо деревни
Найти первую в крае этногостиницу легко – как въедете в Верхний Суэтук, ищите глазами церковь на горе. Просмотреть ее сложно – недавно покрашенное здание видно даже в осенних сумерках. Церковь чуть моложе деревни, а Верхнему Суэтуку исполнилось 165 лет. Сейчас это самое крупное поселение, в котором эстонцы живут компактно. Своя маленькая сибирская Эстония: официально прописано 190 человек, постоянно живет человек 150, и только в двух домах не говорят по-эстонски.
Недавно в деревню переехали бабушка из Шушенского, пожилая пара из Черногорска и молодая пара с тремя маленькими детьми. Этот переезд – хороший знак для местных. Несколько лет назад деревня была в печальном положении. На грани закрытия оказалась школа: на восемь учеников было девять учителей. А нет школы – нет жизни в деревне, об этом знает каждый. Но два года назад начали твориться настоящие чудеса – вымирающий Верхний Суэтук стал расти.
– В прошлом году у нас родились восемь девочек, – Лина машинально поглаживает округлившийся живот. – В этом году уже одна родилась, два ребеночка на подходе, я в декабре рожать должна. У нас пошел хороший прирост – значит, будем жить. Сейчас в школе аншлаг – 17 учеников! Не знаем, как их рассаживать: большинство классов – стол учителя и одна парта для учеников. Но ничего, – улыбается она, – что-нибудь придумаем.
В семье 30-летней Лины ребенок будет четвертым. История Лины и типична, и неожиданна для этих мест. В Верхнем Суэтуке когда-то поселилась ее прабабушка, потом жили бабушка и мама. Сама Лина родилась в Эстонии, куда в одно время переехала семья. Но потом мама поняла, что хочет жить в деревне, и вернулась в Суэтук. В школу Лина пошла уже здесь. Об этом времени она вспоминает с особой теплотой: тогда деревня переживала свой рассвет – был многочисленным знаменитый на весь мир духовой оркестр, которому 115 лет. В школе пели эстонские песни и ставили народные танцы. Гастролировали по всей округе, хотя в большой город Лине удалось за все это время выбраться один раз – в Абакан. В 18 она решила уехать в Эстонию. Тогда ей казалось, что с Сибирью рассталась навсегда. Но через десять лет все изменилось – и Лина вернулась в Каратузский район. Вместе с мужем и двумя детьми. Оставив в Таллине квартиру и стабильную работу.
– У нас все спрашивают, не жалеем ли мы. Нет, не жалеем, – говорит она. – Просто, когда появились ребятишки, я поняла: работать, делать что-то вместе с детьми – нет большего счастья. В городе, к сожалению, такое невозможно, быть всем вместе целый день. И что-то делать именно для своей семьи сложнее. Нам говорят: вы же могли в Эстонии на хуторе жить. Нет. Там климат не тот, нам нужны жаркое лето и холодная зима. Мы здесь остановились, будем стараться жить на благо деревни.
Ненадолго стать деревенскими
Первые годы после возвращения, вспоминает Лина, были сложными.
– Когда мы сюда приехали, Лешка, мой муж, говорит: когда ты рассказывала о деревне, я думал, что здесь рай на земле, – улыбается она. – Приехал – и увидел: здесь все так некрасиво! Заборы повалены, все крапивой заросло. Я говорю: чтобы было красиво, надо сделать красиво – давай делать.
За то время, пока детей в деревне было мало, она на самом деле начала приходить в запустение: даже сейчас не скажешь, что Верхний Суэтук производит впечатление ухоженной богатой территории. Но лиха беда начало. Первым проектом стала этногостиница. Когда подавали документы на грант, рассчитывали на большую сумму (вписали и костюмы для оркестра, и новые инструменты), а получили всего 100 тысяч. Их хватило только на косметический ремонт бывшего садика, в котором разместилась гостиница.
– Для нас это хорошие деньги, – поясняет Лина. – Сам факт, что нам их дали, для меня очень значим. Я общаюсь со многими иностранцами, и почему-то у них есть стереотип, что в России жить очень плохо, бедно – никому до нас нет дела. Но я теперь понимаю: если ты сам активный человек, то и государство тебе поможет. Разве не здорово, что мы, живя в Сибири, имеем возможность говорить на родном языке – и государство это поддерживает?!
Этногостиница сейчас – это одна жилая комната, в которой можно комфортно переночевать летом (отопление еще не восстановлено), заготовка для этнокафе и небольшая музейная комната. Больше пока ничего отремонтировать не удалось, туалет хоть и новый, но на улице, душа нет. Все это организаторы надеются сделать на средства следующего гранта.
За время существования гостиницы, а открылась она 7 июля этого года, в ней уже побывали девять иностранцев. Такого интереса авторы проекта не ожидали: создавалась она в большей степени для тех, кто давно не был в деревне, кому негде остановиться. А оказалось, что приезжают и те, кто ни разу в Верхнем Суэтуке не был.
В планах у Лины – создать настоящую этнодеревню, где могли бы бывать целыми семьями. Для нее принципиально важно, чтобы современные городские дети увидели, как это – работать на земле. Поняли, что молоко не сразу появляется в бутылках в супермаркетах. Что нужно покормить, подоить корову… Чтобы хоть ненадолго стали деревенскими людьми.
– Для детей это очень важно – это отдельная, своя философия, – поясняет автор проекта. – Городские люди привыкли: пойдешь в магазин, а там все есть. А деревенские знают: чтобы что-то было, нужно самому поработать – сделать. И вот если человек будет так воспитан, ему потом будет легко в жизни.
Пока живы бабушки
Еще одна задача, которую ставит перед собой Лина Андреева, – привить не только любовь к деревне, но и сохранить традиции. Вся деревня с особой теплотой вспоминает Эрнста Кузьмича Леля, который 25 лет руководил легендарным духовым оркестром.
– Ему в свое время предлагали переехать в Москву, обещали большие деньги, но он сказал, что никуда не уедет, – делится Лина. – Он был настоящий патриот нашей деревни. Везде нас, школьников, возил с песнями и танцами. Держал всю деревню, а когда его не стало, мы потерялись – национальные традиции поугасли.
Сейчас все потихоньку восстанавливается – оказалось, что школьникам интересно петь на эстонском и разучивать эстонские танцы. Лина уверена: заниматься этим нужно именно с детьми – им можно показать, как жить по-другому. Теперь на каждом мероприятии – в школе и клубе – обязательно есть хоть небольшое выступление на родном языке. Особенно этому рады бабушки – им хочется передавать свой опыт, благо, что песен они знают много.
Но Лине хочется собирать не только песни, но и успеть сохранить ту культуру, которая живет именно в этой деревне: что на свадьбу готовить, а что на похороны, как носить платки, как накрывать на стол, какие песни в каком случае петь. Из этих мелочей и складывается то, что выделяет Верхний Суэтук среди других сибирских деревень.
– И надо успеть, пока живы наши бабушки, – уверена она. – Ведь уйдут – и как мы узнаем о традиции? Я вот только в прошлом году, когда почтальона подменяла, узнала, что раньше у каждой семьи в нашей деревне был свой узор – и уже по вязаной вещи можно было узнать, к какому роду человек принадлежит. Теперь хочу успеть все сфотографировать, чтобы сохранить для детей.
Еще одна мечта Лины – научиться валять валенки, в деревне осталась только одна старушка, которая помнит этот промысел. А еще нужно заниматься этногостиницей, разучивать с детьми песни и стихи, танцевать, поддерживать оркестр – дел у жителей Верхнего Суэтука очень много. И работают они для того, чтобы в деревне хотелось жить.