Федеральные трассы в Красноярском крае, конечно, не идеальны, хотелось бы получше, что-нибудь типа шестиполосных автобанов. Но ездить по ним пока можно, было бы несправедливо говорить, что дороги между городами разбиты в хлам. Чего не скажешь о дорогах в краевом центре – трудно найти такую, где нет ни одной выбоины.
Нынешней весной дороги не ругал только ленивый. А вместе с ними и дорожников. Хотя они вроде стараются, работают, вон сколько техники вышло на улицы города, дружно взялись за ремонт.
Поэтому давайте не делать из них врагов народа, которые во всем виноваты, как Чубайс.
За последний год общался с дорожниками всяких рангов. С крупным руководителем отрасли, с чиновником, отвечающим за дороги, с инженерами и рабочими, которые их строят и ремонтируют. С человеком, контролирующим качество этого ремонта. Каждый из них умный, честный, адекватный человек, который болеет душой за свое дело, много работает, видит проблемы отрасли. Знает, что нужно сделать, чтобы у нас в крае и в России были хорошие дороги. Понимает причины, которые этому мешают. Поговоришь с таким специалистом и радуешься: не все у нас пропало. Есть в отрасли грамотные люди. У некоторых прямо-таки государственный подход к проблеме.
Потом садишься в машину и выезжаешь на дороги города. Обруливаешь ямы, рвешь подвеску – и проклинаешь на чем свет стоит дорожников, отсталые технологии. И сам себя спрашиваешь: почему мы все время латаем и латаем старые дыры, но не можем сделать так, чтобы один раз положить асфальт – и лет хотя бы на десять?
Помню, лет 12 назад один руководитель крупной дорожной организации давал мне интервью. (Сейчас он отошел от дел, да и фирмы его, кажется, уже не существует.) Долго рассказывал, как по-хорошему нужно строить дороги, как это делается в Германии, США, где он был «по обмену опытом». Чертил на листке весь этот «слоеный пирог» дорожного полотна: сначала вот так выбирается грунт на метровую глубину, потом кладутся крупные валуны, потом щебень, потом он укатывается. Сверху – толстая, армированная бетонная подушка, потом какая-то сетка, и опять бетон и что-то еще… И только затем – асфальт. Говорил, что если мы в крае начнем применять такие технологии, то горя знать не будем.
Вышел я от него одухотворенный. Иду по городу. Смотрю – его организация строит дорогу. Весь «слоеный пирог» перед глазами: на землю насыпают валуны, сверху – ПГС, мелкий щебень, все это укатывают… И сразу асфальт. Ремонтируют эту дорогу сейчас чуть ли не каждый год. А ведь это были жирные двухтысячные, когда нефть стоила долларов 120 и в крае был профицит бюджета.
Значит, дело не только в деньгах? Много других проблем? Но они ведь постепенно решаются – и новые технологии ремонта дорог начинают у нас внедрять, и контроль за качеством усилился. Не так быстро и не так повсеместно, как нам хотелось бы. Но дороги – это всего лишь больные нервы всей нашей экономики. Которая сейчас тоже не совсем здорова. Так что лечить надо весь организм, тогда и нервы будут в порядке.
В краевом центре 1 169 км автодорог. В этом году капитально отремонтируют 14 км. На 422 тыс. кв. м сделают ямочный ремонт и заменят дорожное полотно – для этого из бюджета выделено 300 млн руб. На капремонт – 143 млн руб.