На протяжении всего военного времени из Красноярского края было отправлено на фронт 253 вагона с продовольствием и подарками. К Новому году, 7 Ноября, 1 Мая за тысячи километров далеко на запад обязательно уезжали бережно упакованные посылки. Нередко в них отправляли последнее, что было, – поистине драгоценные для того времени кусочки сахара или новые валенки.
И для бойцов эти посылки были очень ценными. Детский подарок с вложенным рисунком и простыми строчками о том, что немцы убили отца, а вскоре пришла похоронка на брата. Баночка варенья, аккуратно заштопанная одежда напоминали солдатам о домашнем уюте, о том, что они – пусть и оказавшиеся за много километров от родного дома – не одни. Их помнят, ждут, в их победу верят. И не зря с первых недель войны почта перешла на особый режим работы – чтобы доставлять корреспонденцию настолько быстро, насколько это возможно.
Каждое такое письмо, каждая такая посылка именем отцов и матерей, братьев и сестер, родных и знакомых, именем всего советского народа вливают новые силы в бойца, вдохновляют его на новые подвиги… – писали в номере «Правды» за июль 1941 года.
В газетах нашего края того времени писали о том, что колхозницы Балахтинского сельсовета налепили пельменей, наморозили их и отправили на фронт. Ребята из Красноярской технической станции вышивают шелком кисеты и носовые платки. Была и обратная связь. Так, боец рассказал о том, что получил ватную фуфайку с приложенной запиской от матери красноармейца: «Бей, сыночек, без пощады кровожадного немца…»
— Я надеваю рукавицы, – пишет старший сержант Косицын, – и в них нахожу записку. Вот что в ней написано: «Дорогой боец, дарю вам теплые зимние рукавицы, чтобы теплее было громить фашистов. Я, член колхоза им. Ворошилова Минусинского района Аешин Алексей Варламович, желаю вам успехов и скорой победы».
Отправляли все, что могли. Организовывались комиссии по сбору теплой одежды. Люди несли овчину, шерсть, валенки.
Интересно, что немцы также пытались организовать сбор теплых вещей для армии – после того как поняли, что их блистательным планам одержать молниеносную победу над СССР сбыться не суждено. Однако жители Германии расставаться с одеждой не спешили: пришлось прибегнуть к обыскам, отправке нескольких человек в концлагерь, а в декабре 1941 года объявили о крайних мерах – берлинское радио передало приказ Гитлера о введении смертной казни за несдачу теплых вещей.
Фото предоставлено Красноярским краевым краеведческим музеем