2016-й в России официально назван Годом кино. Телеканалы активно знакомят зрителей с фильмами, посвященными созданию известных студий, судьбам знаменитых актеров и режиссеров. А многое ли мы знаем об истории киноискусства в крае?
Знакомство началось с коронации
Несмотря на статус глубоко провинциального сибирского городка, кино появилось в Красноярске практически одновременно со столицей. В Петербурге первый кинопоказ состоялся в мае 1896 года. У нас – ровно через год.
– Отсчет истории кино в крае, наверное, можно начать именно с этой даты, – считает генеральный директор КГБУК «Красноярский кинограф» Дмитрий Кудрявцев. – А именно 14 мая 1897 года состоялся первый кинопоказ в Красноярске в здании Благородного собрания. Показывалось 18 сцен. Кроме известных, снятых братьями Люмьер, были в том числе и российские – к примеру, коронация Николая II. Это был гастрольный тур – предприимчивые люди хотели заработать денег, и, судя по всему, им это удалось. Цены на билеты были от 60 копеек до 3,5 рубля. Если учесть, что в те времена 5–6 рублей стоила корова, можно предположить, что тогда новый вид искусства явно не претендовал на массовость.
Однако уже через несколько лет, в начале XX века, начали открываться первые кинотеатры. С 1910 года началась история нынешнего Дома кино, или «Патеграфа». Здание было построено купцом Петром Гадаловым по проекту известного в Красноярске архитектора Владимира Соколовского. Название связано с братьями Эмилем и Шарлем Пате – изобретателями фонографа и патефона. До 30-х годов фильмы были «немыми». Зато, как правило, перед каждым показом были организованы выступления различных артистов. Первым директором «Патеграфа» стал Михаил Чулков – первый красноярский кинооператор и режиссер. В 1910 году он же приобрел первую в губернии кинокамеру – во Франции.
По мнению экспертов, первым игровым фильмом, связанным с Красноярском, стала работа режиссера Ивана Калабухова «Красный газ». Снимался он в Новониколаевске (Новосибирске) в 20-х годах прошлого века, однако основой сценария стало произведение канского писателя Владимира Зазубрина о борьбе с Колчаком. Снимались настоящие герои событий – партизаны, причем оружие было у них собственное. Изначально переговоры о создании картины шли с москвичами, но те ответили, что такой возможности не имеют.
Почему фильм получил такое название? В электронной библиотеке сибирского краеведения приводятся слова члена Сиббюро ВКП(б) Вениамина Вегмана: «Белые были лучше вооружены. Тем не менее коммунисты победили белых, ибо коммунисты владеют особым газом, который обладает свойством всюду проникать, и хотя он не удушлив, но тем не менее непобедим. Этот газ называется «Красный газ»: коммунистическая агитация и пропаганда».
Увы, несмотря на то что в Интернете сейчас можно найти и куда более ранние фильмы – к примеру, «Битву за Севастополь» 1911 года, эту картину посмотреть на удастся – она не сохранилась…
Около 2 400 установок по краю
— Всего в крае было снято около 50 лент, – говорит Дмитрий Кудрявцев. – К примеру, в 30-е годы снимался фильм по «Разгрому» Александра Фадеева. Именно у нас Леонид Гайдай снял свой первый фильм – в 1956 году. Картина была серьезная, о ссыльных, по произведению Короленко, но именно после нее в режиссере разглядели комедиографа. Были фильмы и о строительстве ГЭС, и о Надежде Крупской с Натальей Белохвостиковой в главной роли. Часть ленты снималась в Шушенском, ее администратором был известный всем Борис Грачевский. Ну а показ фильма «Хозяин тайги», снимавшегося в Манском районе, стал уже традицией на ежегодном фестивале «Сибирь поет Высоцкого».
Так или иначе с краем связано много людей, относящихся к кино. Можно вспомнить Софью Пилявскую, которая стала последней народной артисткой СССР (вместе с Олегом Янковским). Она родилась в Красноярске, куда был сослан ее отец. Какое-то время работал в драматическом театре имени Пушкина Иннокентий Смоктуновский. Потом в Норильске он познакомился и подружился с уже достаточно известным на тот момент актером Георгием Жженовым. Сценарист Николай Эрдман, получивший Сталинскую премию за фильм «Волга-Волга», был сослан на несколько лет в Енисейск.
В советское время демонстрация фильмов в отдаленных поселках осуществлялась с помощью кинопередвижек, а вообще почти в каждом деревенском клубе устанавливали специальное оборудование.
– Появилась цензура, фильмы тщательно отбирались, потом рассылались по территориям, – рассказывает Дмитрий Кудрявцев. – И даже здесь, в Красноярске, был зал предпремьерного просмотра. Отсматривали фильмы люди, ответственные за пропаганду в крае, директора кинотеатров. Ранее наша организация была достаточно большой – работало шесть тысяч человек. Руководитель назначался в Москве, в Госкино СССР. Это была важная должность, как с политической точки зрения, так и с финансовой. К концу 70-х годов доходная часть учреждения составляла около 15 миллионов рублей. Это было сравнимо, наверное, с заработком завода. Число киноустановок доходило до 2 400. Сейчас – около 200. Пленка ушла в прошлое. Сейчас есть формат «DVD с правом общественного показа». Покупаем фильмы и показываем в селах. Это гораздо дешевле, нежели приобретать современное цифровое оборудование, которое стоит от 5–7 миллионов рублей.
Снимается ли сейчас кино в Красноярском крае? Заброшенная деревня была «построена» в Манском районе для фильма «Монамур» – он вышел на экраны в 2011 году. Фильм красноярского режиссера Андрея Гаврилова «Дороги» был переснят москвичами и стал в 2014 году самым посещаемым.
Появление фильмов на краеведческую тематику возможно в рамках грантовой программы «Документальное кино Красноярья».
– Средств не очень много, буквально на несколько работ, – говорит Дмитрий Кудрявцев. – Однако в других регионах, насколько мне известно, и этого нет. Прокат таких лент, конечно, не массовый. Однако работы интересные. Многие из них выложены в Интернете. Востребованными оказались фильм «Крылья» Элины Астраханцевой, работа Ирины Зайцевой «Канские красные сфинксы» – о писателях Владимире Зазубрине и Вивиане Итине. Не так давно прошла премьера фильма Андрея Гришакова «Парады Василия Панова» – об известном участнике Великой Отечественной войны.
В настоящее время одно из направлений работы «Красноярского кинографа» – создание кинолетописи края. Литературный музей передал для оцифровки 50 кассет с записью Виктора Петровича Астафьева. Не так давно «Кинограф» получил несколько десятков пленок, отснятых в Емельяновском районе, – оказывается, там была своя студия. В государственном архиве кинофотодокументов сотрудники отбирают материалы, имеющие отношение к краю.
«В объективе аборигена»
В этом году в рамках дней «Ленфильма» в Красноярском крае запланирован фестиваль документального кино северных территорий региона «Арктика и Сибирь в объективе аборигена».
– В этом году открытие краевого кинофорума имени Марины Ладыниной планируется провести в Красноярске, – рассказывает Дмитрий Кудрявцев. – Однако на территории, где изначально проходил фестиваль, мероприятия останутся. Дело в том, что мы привозили делегации, интересные фильмы, а видели все это только жители западной группы районов. Есть у нас актеры, которые в силу возраста готовы приехать только в Красноярск – до Назарово уже слишком тяжело. Седьмой фестиваль экранного творчества имени Виктора Трегубовича традиционно пройдет в Боготоле – в его рамках работают творческие лаборатории для подростков, которые обучаются производству фильмов.
На осень этого года запланировано официальное открытие нашего музея – хотя экскурсии проводятся уже давно и почти ежедневно. Показать есть что – коллекция оборудования насчитывает порядка 50 единиц. Есть аппараты 1918 года выпуска и более поздние. Ну и сами фильмы, конечно. Немало уникальных лент – к примеру, «Дирижер» Павла Лунгина – свежий, но для ограниченного проката. Он всего-то выпущен в количестве 10 копий.
В Красноярске немало ценителей и пленочных кинофильмов. И уже несколько месяцев в тестовом режиме работает клуб «35 мм». С более подробной информацией можно ознакомиться в группе «Кинограф» «ВКонтакте».