Вступили в силу изменения, которые были внесены в приказ Минпросвещения от 2020 года о порядке образовательной деятельности, в том числе дошкольной. В основном изменения касаются организации учебного процесса маленьких представителей коренных малочисленных народов Севера.
С 1 сентября в России, а точнее в Арктике, Сибири и на Дальнем Востоке, начнут работать кочевые детские сады. Их создают для детей оленеводов, рыбаков и охотников, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни.
Ранее самой распространенной практикой было пребывание детей в школах и детсадах интернатного типа, пока их родители кочуют. Таким образом, дети не виделись с родителями по полгода или больше. Этот тип образования остается в силе и сейчас, родители сами решают, как им удобнее: чтобы ребенок оставался в семье или стационарно жил и обучался в интернате.
При этом кочевой детский сад вовсе не нововведение. Просто ранее решение о том или ином типе дошкольного образования принимали власти каждого отдельного субъекта Федерации. Теперь в связи с изменениями в законодательстве предоставление таких образовательных услуг станет повсеместной практикой.
В Красноярском крае уже десять лет работает кочевой мини-детский сад «Аякан». Он создан на базе стационарного детского сада «Чипкан» в поселке Суринда Эвенкийского муниципального округа. Исторически сложилось, что Суриндинское оленеводческое хозяйство – одно из крупнейших в Эвенкии, и практически все взрослое население поселка занято в этой отрасли. Оленеводы ведут полукочевой образ жизни: часть года стада проводят на стационарных пастбищах, остальное время кочуют по тайге. Многие – вместе с маленькими детьми, но, как правило, такие дети не получают должной подготовки к школе, и отправка в интернат по достижении семилетнего возраста для них оборачивается настоящим стрессом.
Принцип кочевого детсада – путешествие вслед за стадами во время кочевья. Пока родители заняты, дети получают стандартное детское образование – учатся читать и писать, причем сразу на двух языках – эвенкийском и русском, считать, рисовать, лепить и так далее.
Группы у нас маленькие и разновозрастные. В этом году набирается только три ребенка, но бывало и больше. На базе оленеводческого хозяйства у них есть оборудованное пространство для учебы во время постоянного выпаса, потом они отправляются кочевать вместе с воспитателем вслед за родителями, – рассказала заведующая детским садом «Чипкан» Виктория Поликаренок.
Помимо подготовки к общеобразовательной школе, у кочевых детских садов есть особая миссия. Это сохранение и развитие традиций коренных народов Севера. Летом дети вместе с преподавателями и родителями учатся выделывать оленьи шкуры, шить меховые одежды, готовить традиционные эвенкийские блюда, изготавливать оленьи сбруи, различные орудия труда (топорища, кото, ездовые оленьи сани, лыжи-голицы, деревянные лодки), строить лабазы, оленьи жердевые изгороди, ухаживать за оленями, охотиться и рыбачить и т. д. И конечно же, учить язык, изучать национальную литературу, исполнять народные песни и танцы.