В правобережной картинной галерее Красноярского музея имени В. И. Сурикова работает выставка, посвященная юбилеям трех художников, которых уже нет с нами. В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Александра Калинина и 70 – со дня рождения Валерия Песегова и Валерия Рослякова.
Разговор с картинами
Вернисажи бывают шумные и яркие. Модные картины, продвинутая публика, которая глубокомысленно закатывает глаза, восхищаясь полетом фантазии авангардного художника, презревшего каноны. И он тут же, в чем-то ярко-вызывающем, с шампанским в руке, купается в лучах славы…
А бывают выставки камерные, они не любят толпы. Тихие и грустные, как падающий в зимних сумерках снег. Художники, которые запечатлели эти сумерки, строго соблюдали каноны и отлично знали, что такое композиция. Это помогало им открывать мир своих чувств через простые и близкие нам образы. Герои их картин идут за пивом в телогрейках, пасут овец в степи, трудятся на Севере.
На такую выставку хорошо прийти мартовским субботним вечером за пару часов до закрытия. Бродить по уютным, пустым и полусонным залам старой картинной галереи, останавливаясь у каждого полотна и беседуя с ним.
Они, картины, живые. Ты видишь в них намеки, смыслы и тайные знаки, которые художник послал тебе в этот зыбкий и тревожный мир из тех мест, идеже несть ни печали, ни воздыхания. И ты их прекрасно понимаешь. Так хорошо думать у этих добрых человеческих картин о проносящейся жизни, об истоках вдохновения и тщетности былых надежд. Чудо как хороши бывают картины талантливых провинциальных художников – тех, с которыми ты одной крови, невзирая на время и расстояние.
Все три автора очень разные. Каждый со своим взглядом на мир. Но есть то, что их объединяет. Это чувство цвета, света и Родины, несмотря на разность стилей и сюжетов. И, безусловно, большой талант. Все они принадлежат к одной эпохе, хотя один на 30 лет старше. У каждого хорошая советская живописная школа: уверенная кисть, академизм, соцреализм, куда без него.
Пейзаж из моих снов
Калинин, картины которого открывают выставку, художник мощный, самобытный, со своей живописной манерой. Его полотна широки и просторны, как сама Сибирь. Хакасские степи на них завораживают. Воздух на полотнах дрожит, дали теряются в дымке, травы колышутся ветром, который приносит издалека дымок пастушьего костра и звуки чатхана*.
Я замер перед картиной «Горный пейзаж». Какие-то силы и чувства заставили сердце вздрогнуть именно у нее. Ты видел то, что изображено на картине. И эту степь с удивительными красными, будто неземными растениями, и горы на горизонте, и безлюдность, как в первый день сотворения мира…
А может, это пейзаж из твоих снов? Какая-то торжественная печаль в этом полотне, дух вечности, первозданная мощь природы. Сильная, чувственная картина, ее цветовое решение очень необычно.
Если Калинин – художник старой закваски, фронтовик, заслуженный и увенчанный, то Песегов и Росляков годятся ему в сыновья, их становление как художников происходило на излете советского времени со всеми его причудами, когда сначала было «нельзя», потом вроде как «разрешили», а вскоре вообще всем стало на всех наплевать – рисуй как хочешь, лишь бы покупали.
Но каждый из них остался верен искусству и призванию. Они не скатились в конъюнктуру. Хотя всю жизнь были в поиске, пробовали себя в разных формах и жанрах, это видно по картинам.
Объединяет этих двух живописцев еще и трудная судьба – они, как вспоминают коллеги-художники, жили «на разрыв аорты». Не жалели, не берегли себя. Оттого и умерли рано. Песегов – в 44 года, Росляков – в 49. Талант не каждому под силу, случается, он рвет душу напополам и приносит страдания.
Песегов – художник дерзкий, необычный. Он был учеником Поздеева, и влияние мастера очень заметно. Чувство формы и линии, смелая работа с цветом, глубокий символизм отличают его картины. Прекрасны по композиции и цвету его натюрморты, есть у него очень яркие, веселые работы в каком-то сказочно-лубочном стиле. Искусствоведы говорят, что в его творчестве также ощутимо влияние немецкого экспрессионизма и советского искусства 20-х годов.
Состояния души
Росляков – художник многогранный. Известен как один из лучших портретистов края. Есть у него и прекрасные жанровые работы, и великолепные пейзажи – на них с большой любовью изображена природа Сибири в разных ее состояниях.
Изображена точно, свет, фактура, настроение, схваченные мастером, так близки тебе. Жаль, на выставке нет его таежно-деревенских пейзажей, многие из которых написаны на Кемчуге, но работы Рослякова я видел и раньше, был ими очарован. Прекрасный художник.
Особенно понравилась мне одна его картина – такая неброская, выполненная в нарочито серой цветовой гамме. Называется «Северная весна». Изображен какой-то северный поселок.
Мужчина и женщина сидят на лавочке у дома, смотрят на холодную воду большой реки, на хмурое небо. Белье развевается на ветру. Собака свернулась калачиком на крыльце. Какую-то щемящую грусть вызывает эта небольшая работа. И в то же время на ней торжество жизни. На картине есть ветер, есть физическое ощущение пространства и свободы.
Незатейливый, но такой правдивый сюжет. В нем какая-то сладость северной глуши – кто был там, тот поймет. Отлично переданы и простота жизни, и бегство от нее. Лиц мужчины и женщины не видно, но они явно о чем-то разговаривают. Может, строят планы на лето. Вот и еще одну зиму прожили, куда теперь поплывем? Работа композиционно уравновешенная. И такая… настроенческая, цепляет.
А вот две картины художника уже в другой тональности. «Таймыр. День рыбака». Автор явно держал в голове Брейгеля, когда писал ее. Но это, конечно, не подражательство, а скорей тонкая художественная ирония, намек. Да и фактура-то на картине наша, сибирская: вездеход, оленья упряжка…
Работа «Портовый город – Игарка». Яркая, жизнерадостная. Удивительное состояние природы, пойманное художником, – хмурое небо в тучах, косой дождь вдалеке, при этом васильково-синяя вода, прозрачный воздух и насыщенная, почти гогеновская цветовая палитра.
Всего на выставке представлено около 60 живописных и графических произведений, в основном из фондов музея имени В. И. Сурикова. Вернисаж будет работать до 4 апреля по адресу: Красноярск, проспект имени газеты «Красноярский рабочий», 68.
Фото автора
*Чатхан – национальный хакасский струнный музыкальный инструмент.
КТО ЕСТЬ КТО
Александр Федорович КАЛИНИН (1922–2002)
Член Союза художников СССР, заслуженный художник РСФСР.
Участник Великой Отечественной войны, он приехал в Красноярский край в 1953 году после окончания Свердловского художественного училища и долгие годы жил в Абакане, а в 70-е переехал в Красноярск, где и работал до последних дней.
Валерий Анатольевич ПЕСЕГОВ (1952–1996)
Окончил художественную школу и Суриковское училище, в 1977 году был принят в Союз художников, участвовал в краевых и региональных выставках. Его работы пользовались большим успехом в Германии. Большая часть его произведений хранится в частных коллекциях.
Валерий Борисович РОСЛЯКОВ (1952–2001)
Член Союза художников СССР. Всю свою творческую жизнь обращался к изображению людей и природы Севера.
Родился в Дудинке. Окончил Красноярское художественное училище им. В. И. Сурикова и Российскую академию художеств.