Прямая линия с исполняющим обязанности руководителя УФССП по Красноярскому краю Еленой ЛОВАНДО получилась напряженной. Главному судебному приставу региона пришлось без малейшего перерыва отвечать не только на вопросы общего плана, но и разрешать частные, иногда довольно запутанные ситуации.
Подобное внимание не удивительно, поскольку сфера деятельности приставов – это полное собрание «вечных тем», начиная от алиментов и заканчивая мелкими штрафами. Кроме того, грядет пора летних отпусков, а невыплаченные долги способны испортить даже самое радужное чемоданное настроение, особенно если знаешь, что с ними вполне можно угодить в список «невыездных». Как избежать подобных сюрпризов? За какое имущество должник может не опасаться? Почему приставам понадобилась помощь православных священников и мулл? Ответы на эти и многие другие вопросы прозвучали в ходе прямой линии с Еленой Ловандо.
Анна, Красноярск:
– В нашем общежитии живут две женщины, лишенные родительских прав, дети – в интернате. Долгов по алиментам у них по полмиллиона накопилось, а они не работают, и взять с них нечего. Как бороться с такими матерями?
Елена Ловандо:
– К сожалению, по статистике, число таких, с позволения сказать, мамочек растет. Обращение взыскания на имущество, конечно, самый перспективный вариант взыскания задолженности по алиментам. Но зачастую столь крупные долги по алиментам накапливаются у лиц асоциальных, у которых нет собственности на такую сумму. Законодательство предусматривает массу мер воздействия, но для привлечения к принудительному труду необходимы особые основания. Если есть возможность привлечения к уголовной ответственности, то могут быть назначены исправительные работы. Но я вас уверяю, за последние четыре года мы добились привлечения многих должников к обязательным и исправительным работам.
Алла Махова, Красноярск:
– Как узнать, есть ли у меня задолженность?
– Самый удобный вариант – обратиться к сайту ФССП www.r24.fssprus.ru, войти в раздел «Банк данных исполнительных производств», ввести свои имя и фамилию, отчество. Там вы узнаете, возбуждено ли в отношении вас исполнительное производство, а также имя вашего судебного пристава, номер его рабочего телефона, по которому можно с ним связаться, по какому адресу обратиться. Банк данных сформирован из исполнительных производств, возбужденных по всей России.
Елена, Красноярск:
– Вместе с подругой мы были прописаны по одному адресу, но она уже давно выписалась. Однако уже два года к ней приходят судебные приставы для взыскания невыплаченного транспортного налога. Неужели ваши сотрудники не могут проверить, живет ли человек по этому адресу? Какова вообще технология поиска должников?
– Адрес регистрации и адрес места жительства – разные вещи. Если ваша подруга назвала ваш общий адрес в налоговой инспекции, в ГИБДД, то он прошел через все инстанции и, главное, через суд, куда, как я понимаю, обратились налоговики. Это и есть самый неприятный для вас момент. В такой ситуации прежде всего надо поставить в известность пристава о том, что человек, которого он разыскивает, по данному адресу не проживает. При этом необходимо, чтобы ваше сообщение было зафиксировано соответствующим актом. Пока такого акта нет, приставы будут вас беспокоить. Но, думаю, в ближайшем будущем, когда будут запущены абсолютно новые технологии межведомственного общения, позволяющие отслеживать регистрацию граждан по всей стране, подобные неудобства исчезнут.
– Да, но пристав приходит только в рабочее время.
– Пожалуйста, сообщите ваш адрес и сегодня после 19 часов ожидайте нашего сотрудника.
Андрей Колесниченко, Железногорск:
– Собираюсь за рубеж. С каким долгом могут не выпустить из страны и как решить эту проблему?
– Конкретной суммы для ограничения права выезда нет. Для удобства мы сами пытаемся определить ее в пределах 5 тысяч рублей. Если, к примеру, вы имеете штраф от ГИБДД, то пристав не рассматривает ограничение права выезда. Запретить человеку покинуть страну можно на основании неисполненного решения суда. Хочу обратить ваше внимание: налоги и кредиты – это так называемые бесспорные обязательства. Судебные решения по такого рода долгам суды могут выносить без привлечения ответчика, поскольку есть обязательства, которые нужно исполнять. Поэтому при пересечении границы у должника могут возникнуть проблемы. Кстати, информация о покупке авиабилета за рубеж для нас вполне доступна. Бывали случаи, когда приставы встречали злостных должников прямо в аэропорту Емельяново.
Самый оптимальный вариант – систематически просматривать интернет-сайт ФССП. Нет возможности им воспользоваться – в части исполнения судебных решений позвоните по телефону 222-00-13 отдела исполнительного производства нашего управления. Там зафиксирована информация обо всех лицах, ограниченных в праве выезда за пределы России.
– А если перед тем, как ехать за границу, человек, ограниченный в выезде, рассчитается с долгами?
– Процедура снятия ограничения выезда занимает порядка двух недель, поскольку в ней задействовано не только наше ведомство, но и Пограничная служба ФСБ России. Сегодня оплатить и завтра же выехать не получится. Но при этом отмечу, что случаев, когда должник не получал предупреждения от пристава, не знал об ограничении на выезд, в практике ФССП не было.
Нина, Ачинск.
– Если ребенку исполнилось 18 лет, но у одного из родителей осталась задолженность по алиментам, можно ли взыскать недополученные деньги?
– Если выплата алиментов до 18 лет производилась без каких-либо сбоев, то после достижения ребенком совершеннолетия исполнение прекращается автоматически. Когда же в период несовершеннолетия ребенка существовала задолженность, то по достижении им 18 лет долг фиксируется и взыскивается в общем порядке. Единственное но: здесь уже невозможно применить меры уголовной ответственности. Наш совет – сделайте для такого взыскания отдельный исполнительный лист. Для этого вам нужно взять справку об имеющейся задолженности по алиментам и обратиться в суд за взысканием твердой денежной суммы. Это удобно и процессуально, и для исполнения судебному приставу. Кстати, такое же право имеет и сам ребенок.
Илья Шабунин, Красноярск:
– У меня два вопроса. Какие решения суда, кроме взыскания задолженности, выполняют приставы? Какие меры они могут применять к должнику по закону?
– Сам термин «судебный пристав» подразумевает исполнение любых решений суда, вынесенных в рамках гражданско-правового и арбитражного процесса. В том числе это решения по спорам соседей по даче: перенос заборов, определение границ участка и так далее. Восстановление на работе тоже дело приставов. Наконец, это все штрафные санкции всех уполномоченных органов. Что касается второго вопроса, то, например, при денежных взысканиях они могут быть обращены на ваши доходы, банковские счета, другую собственность – начиная от ценных бумаг и дебиторской задолженности, если говорить о юридических лицах, до любого имущества, за исключением изъятых из оборота наркотиков, оружия и т. д. Меры понуждения – штрафы и уголовная ответственность по большой категории исполнительных документов, а также ограничение права выезда.
Лариса, Красноярск:
– Мой сын столкнулся с плохой работой пристава. Тот фактически дал возможность должнице спрятать имущество, которое можно было бы взыскать. Может ли обычный человек попасть на прием к главному судебному приставу края, чтобы он во всем разобрался?
– Существуют требования к работе судебного пристава, и если есть недостатки в его работе, это является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности. Есть целый спектр мер давления на должника, который пристав обязан использовать в своей работе. Что касается личного приема граждан, то он проходит в понедельник с 16 до 18 часов. Кроме того, пятеро заместителей главного судебного пристава каждую субботу проводят выездные приемы в отделах судебных приставов и краевого центра, и края. В управлении каждый заместитель главного судебного пристава принимает по вторникам также с 16 до 18. Практика показывает, что зачастую ответы на жалобы на работу приставов содержат бюрократический элемент. Но иногда нужно просто незамыленным взглядом посмотреть на конкретное производство, и проблема может быть решена.
Лилия Некрасова, Красноярск:
– Мой двоюродный брат, который живет в другом регионе, говорит, что у него большой долг и, соответственно, проблемы с приставами. Мы, родственники, конечно же, беспокоимся. Но я посмотрела, в базе данных по региону его нет. Что это может означать: брат просто в нее не попал или сообщил нам неверную информацию?
– Здесь возможны два ответа. Первый – информация из территорий появляется на федеральном сайте примерно через неделю, и данные вашего брата просто не успели туда попасть. В будущем ФССП планирует публиковать такую информацию в день начала исполнительного производства. Второй ответ – возможно, большого долга у него действительно нет. Либо он есть, но решение суда по данному вопросу еще не вынесено.
Светлана, Красноярск:
– Какое имущество нельзя арестовывать?
– Статья 446 Гражданского кодекса содержит довольно обширный перечень имущества, не подлежащего аресту. Прежде всего это предметы первой необходимости, детские вещи, предметы, связанные с профессиональной деятельностью: скажем, скрипку у музыканта мы арестовывать не будем. У сельских жителей запрещено налагать арест на семена, скот, необходимый сельхозинвентарь… Все это делается для того, чтобы дать человеку возможность жить, работать и расплачиваться с долгами.
Но хочу пояснить: когда нам говорят, что норковая шуба за 200 тысяч – это предмет первой необходимости, поскольку другой нет, а сейчас зима, – такой аргумент не работает. Подобное имущество попадает в разряд предметов роскоши и подлежит аресту. Для чистоты понимания советую вам посмотреть закон.
Юлия Логинова, Ачинск:
– Я человек верующий. Хочу узнать, взаимодействуете ли вы с православной церковью в том плане, чтобы в храмах прихожан убеждали платить долги, налоги и вообще не нарушать закон?
– Вы попали в точку. Можно говорить, что вопрос выплаты долгов лежит в экономической плоскости, но, наверное, это скорее моральный аспект, и в первую очередь когда речь идет об алиментах. Очень важно, когда священник рассказывает прихожанам о том, что платить долги – это душевная необходимость, встречается и беседует с должниками в нашем управлении. Например, недавно в одном из районов сельский священник ходил вместе с приставом по домам должников. Эффективность таких рейдов вряд ли стоит оценивать в деньгах – важнее, что они меняют в душах людей.
Мы, кстати, не ограничиваемся только православием: недавно подписано соглашение с муфтием Красноярского края, поскольку мусульман в нашем регионе также очень много.
Екатерина, Ужур:
– Моя подруга развелась с мужем. Суд постановил оставить ребенка с ней, но бывший супруг пытается забрать его себе. Как быть в такой ситуации?
– Вы затронули очень сложную тему. Хорошо, если родители договорятся и ребенок не станет заложником их личных отношений. В случае с вашей подругой принудительное исполнение производится следующим образом: должнику вручают требование предоставить ребенка, в противном случае применяются штрафные санкции. Если же и они не приносят результата, то ребенка отбирают, что называется, физически и передают тому родителю, с которым он должен жить по решению суда. Процедура очень неприятная, а главное – психологически травмирующая ребенка.
– Куда ей следует обратиться – в полицию или к приставам?
– При вынесении судебного решения исполнительный лист автоматически в службу судебных приставов не идет. Взыскатель должен заявить свою волю, взять лист и предъявить его для принудительного исполнения. Если же производство уже возбуждено, то нужно обращаться к приставам. Для того чтобы у полиции были основания действовать, необходим акт, что вопреки решению суда ребенка удерживают, – а такие действия уже можно расценивать как уголовно наказуемые.
Владимир Судаков, Красноярск:
– Авиакомпания «Континент» должна мне деньги за билеты, которыми я не воспользовался, поскольку фирма обанкротилась. Я выиграл мировой суд, и меня направили к приставам Свердловского района. Там сказали, что документы надо переслать в Москву. Я отправил их в ноябре прошлого года, а в январе получил обратно. Сейчас районные приставы говорят, что вновь отправили документы в столицу. Долго они будут так вот кочевать?
– В этом случае, переслав документы в Красноярск, столичные коллеги поступили неправильно, потому что исполнение решения суда согласно закону производится по месту нахождения должника и его имущества. Филиалы «Континента» не являются самостоятельными юридическими лицами, а приставы работают только с основным должником – в данном случае это головной офис компании, который находится в Москве. Я знаю, что сегодня сотрудники отдела жалоб занимаются поисками ваших документов и решают вопрос о возбуждении исполнительного производства. Мы запросили подтверждение того, что исполнительное производство возбуждено. Постараемся вам помочь получить свои деньги.