Если раньше кто-то из сельской молодежи не проявлял усердия в разных науках, ему прочили путь тракториста – мол, там-то ты найдешь себе применение. Однако время, когда без особой подготовки можно было сесть за трактор, в прошлом.
В различных сферах происходят глобальные изменения. Не обходят стороной они и сельское хозяйство, технологии в котором становятся более инновационными. С системой обучения тех, кто через несколько лет будет управлять сеялками и зерноуборочными комбайнами, мы познакомились в Южном аграрном техникуме Краснотуранска.
– За последние 17 лет бюджетные вложения в совершенствование системы среднего профобразования увеличились в реальном выражении почти в два раза, в номинальном – вообще в девять раз. Вместе с предприятиями сделан значительный шаг вперед в развитии дуального образования, в котором тесно интегрированы и обучение, и практика. Важно, используя накопленный опыт и методики, сделать так, чтобы вся наша система подготовки кадров соответствовала, а лучше и сама задавала высокие мировые стандарты, учитывала те глобальные технологические перемены, которые происходят в мире.
Владимир Путин, президент РФ
Здесь, на юге края, климат благоприятный, поэтому традиционно развивается сельское хозяйство. Такой техники, которая работает на местных полях, я не видела еще нигде.
Экономия ресурсов
– Технологии в сельском хозяйстве сейчас сильно продвинулись вперед, – говорит Мария Озерова, проректор по стратегическому развитию и практико-ориентированному обучению Красноярского государственного аграрного университета. – Более того, сейчас аграрная отрасль стала авангардом многих инновационных разработок, оборудования. И специалист должен быть соответствующий, с высокой квалификацией, обо всех технологиях знать, уметь работать с этим.
Мне кажется, изменения настолько велики, что никакая другая отрасль с этим не посоревнуется. Меняется все. Робототехнику привлекают в животноводстве. Современные тракторы и комбайны оснащены автопилотами и курсорами, мы говорим уже о точном земледелии – ГИС-технологиях, связанных с космосом. И вот так просто, без обучения, даже на тракторе уже не поработаешь. А зерноуборочный комбайн настолько сложно устроен, что его можно сравнить с автомобилем нового поколения.
Целый ряд хозяйств в Краснотуранском районе использует системы точного земледелия, основанные на спутниковой навигации. Это позволяет снизить затраты на продукцию. В том числе и путем экономии семян.
– К примеру, во время посевной трактор вначале идет по одной полосе, потом по другой, и, чтобы не засеять дважды одну и ту же площадь, используется навигатор, – поясняют мне в управлении сельского хозяйства администрации Краснотуранского района. – На специальном табло водитель видит окрашенные – то есть засеянные – полосы. Точно так же можно экономить удобрения.
И это только самое начало. А дальше технологии усложняются. Сейчас уже говорят об использовании цифровых карт в агроотрасли. Цифровое сельское хозяйство – не так давно это звучало как фантастика.
А сейчас над полями ведущих хозяйств летают беспилотники, и агрономы в режиме реального времени видят всхожесть посевов и многое другое. В общем, были бы только деньги на такие новшества.
Конечно, и подготовка кадров должна быть соответствующая.
В Южном аграрном техникуме Краснотуранска нам рассказали о системе дуального обучения. Само это понятие не новое. Означает оно, что теория – на базе образовательной организации, а практика – уже на рабочем месте.
Статус базовых площадок для прохождения дуального обучения получили два сельхозпредприятия района – ЗАО ПЗ «Краснотуранский» и АО «Тубинск». В каждом из них есть наставники, которые и работают со студентами.
В учебных классах стоят тренажеры, где можно сесть в кабину и заняться виртуальным управлением техники.
Конечно, не без грусти смотришь на то, что обучение идет на симуляторе комбайна «Акрос», а не нашего «Енисея», который – если бы удалось сохранить производство – мог бы уже к этому времени быть значительно усовершенствован.
В базе симулятора – большое количество задач, их нужно уметь решать, прежде чем сесть на реальную технику. К примеру, как настраивать жатку при неровном рельефе почвы. Чем виртуознее управление, тем меньше потери и урожая, и топлива.
– У нас, кроме дуального обучения, организована еще интеграция общего и среднего образования, – рассказывает директор техникума Оксана Ванеева. – Большое количество школьников, начиная с 5-го класса, бывает в наших лабораториях, мастерских. Уроки по технологии они могут проводить у нас. Пусть не все станут трактористами и поварами, но тот объем знаний, который получат, однозначно пригодится им в жизни.
Отношение к делу
Да, далеко не все готовы пойти в сельское хозяйство. Многие говорят, что заработать на достойную жизнь в этой сфере невозможно.
– В целом зарплаты небольшие, – отмечает Оксана Ванеева. – Но все зависит от работодателя, и если мы говорим о наших базовых площадках, то зарабатывают там прилично. На практике наши ребята получили свыше 20 тысяч, но они и в ночные смены выходили. В самые напряженные периоды, в уборочную и посевную, можно и по 50 тысяч заработать. В другое время – меньше. Но здесь есть и другие плюсы: подъемные при трудоустройстве в несколько сотен тысяч рублей, возможность вступить в программу по строительству жилья.
Конечно, в сельском хозяйстве не в одних технологиях дело. Но и в труде, когда летом с 5 утра каждый день без выходных и больничных ты на ногах. Зато и результат есть. У меня перед глазами до сих пор стоит поле рапса АО «Тубинск» – ровные ряды здоровых, крепких растений без единого желтого листа. Я стояла у его края как у шедевра в художественном музее и не могла насмотреться.
Наверное, еще одно из преимуществ дуального обучения – ощущение сопричастности к работе профессионалов. Одно дело – изучить механизмы в учебном классе и послушать лекции, а другое – проникнуться гордостью за профессию, вдохновиться, наблюдая за работой лучших.
А их здесь, в Краснотуранском районе, немало – обладателей знаков отличия «За трудовые заслуги», почетных грамот министерства сельского хозяйства и продовольственной политики региона. В энциклопедии «Россия в лицах», которая случайно попалась мне на глаза, читаю: гендиректор АО «Тубинск» Валентин Пульный. Ему посвящено несколько страниц.
В техникуме на лекциях и во время практических занятий научиться можно многому, в том числе отношению к делу, ответственности. О проблемах отрасли не в теории узнать, а на практике. А потом постараться во время продолжения обучения (примерно 30 процентов выпускников Южного аграрного техникума поступают в КГАУ) понять, как их можно решить. И, быть может, в дальнейшем принять участие в научных трудах, чтобы теорию превратить в реальные дела. Здесь, в районе, работа найдется для всех.