Садоводы и огородники, сами о том не думая, вносят существенный вклад в сохранение продуктовой безопасности региона. Но постоянно сталкиваются с многочисленными юридическими проблемами, большинство из которых, уверен председатель Союза садоводов Красноярского края Валерий Яковлевич ГЛАДЧУК, можно решить, если следить за законами и помнить не только о своих правах, но и об обязанностях.
На самые острые вопросы Валерий Яковлевич ответил во время прямой линии в нашей редакции.
Не только права, но и обязанности
Галина Васильевна, Железногорск:
– Куда мне обратиться для уточнения границ земельного участка, который имеет кадастровый номер? Участок в садоводстве, покупали без документов, с рук.
– Нужно подождать, когда будет принят краевой закон по брошенным и купленным с рук участкам – во исполнение федерального закона № 171, который вступил в силу 1 марта 2015 года. Пока никаких кадастровых инженеров не ищите, границы не уточняйте, не тратьте деньги. Закон вносит изменения и дополнения в Земельный кодекс РФ, но несколько положений требуется подкрепить на краевом уровне. Это касается и вашего случая, и брошенных участков.
Есть юридическая проблема: почему-то краевые суды, когда рассматривают вопросы о кворуме собраний в обществах, считают не действующих садоводов, а количество участков. Я всегда спрашиваю: как участки пойдут на собрания, если на них нет людей? Мне говорят: ищите. Но это не наш вопрос. Его должны решить органы власти: или эти участки объявить бесхозными, или принять решение в соответствии с ФЗ № 171. А он предусматривает три варианта: передать такой участок в управление местным органам власти, которые будут их продавать; разделить его между действующими садоводами до максимальной нормы, которая определена в крае, – 15 соток; передать вторым, третьим членам семей действующих садоводов.
Инна Ивановна, СНТ «Север»:
– Как найти управу на нерадивого председателя? Все садоводы стонут, а сделать ничего не могут. Я сама писала заявление председателю, ревизионной комиссии по поводу отключения электроэнергии. Для подключения нужно оплатить все взносы и внести 500 рублей, но у нас же есть электрик. И куда уходят деньги? Ревизионная комиссия ответила, что в какой-то фонд, а отчета никакого нет.
– Обратитесь к нам с официальным письмом – изложите все свои вопросы. Что касается 500 рублей за подключение – это, скорее всего, решение общего собрания, а не председателя. Не может он единолично устанавливать доплаты за обслуживание электрических сетей. Каждый такой вопрос нужно рассматривать индивидуально.
«НКК»:
– А что действительно делать людям, если у них недобропорядочный председатель?
– Проводить собрание и переизбирать. Некоторые товарищи на собрания не ходят, а потом начинают жаловаться в суды. В федеральном законе № 66 четко записано: садовод участвовать в собраниях обязан! Если ты не был, какие могут быть претензии?
Галина Евменовна, Красноярск:
– Нужно ли заполнять декларацию на дачные строения?
– Нет, с 1 января этого года не нужно – по федеральному закону № 218, который был принят 13 июля 2015 года, а вступил в силу сейчас.
Штрафы есть – и очень большие
Татьяна Алексеевна, Красноярск:
– Что можно сделать с соседями, которые впритык к забору баню построили? И с теми, кто не ухаживает за своими участками?
– Первое, что нужно сделать, – написать письмо в правление с жалобой на соседей, что они без согласования с вами произвели эти застройки. Надзор за строительством в садоводствах с 1 января ужесточился. Штрафы – до 100 тысяч рублей. Кроме того, администрация имеет право снести строения, если они угрожают соседям. Что касается брошенных участков, ждем краевой закон. Он нужен как воздух. У нас очень много брошенных участков, а это не только сухостой и пожары – это и вредители, и болезни, и вам с ними не справиться.
«НКК»:
– А если участок просто запущенный: сосед приезжает, но ничего не делает – трава по пояс?
– Здесь уже пробелы работы правления садоводства. Они должны представлять материалы в административную комиссию района, сельского совета. Сначала такого дачника предупреждают, дают срок исправления, потом серьезно штрафуют. Только у председателей не всегда хватает силы воли заниматься такими жалобами.
Ольга Ивановна, Красноярск:
– На Кубеково 20 лет назад мы брали участки с межеванием. Почему сейчас они незаконные? Зачем снова межевать?
– Ничего не надо делать – этот закон прекратил действие 9 января этого года. Разговоры о том, что старое межевание недействительно – проделки наших кадастровых инженеров, которым нужно зарабатывать. Сейчас нам нужен краевой закон о максимальной ставке землеустроительных работ, как это было до 2010 года, чтобы цену не задирали, – у нас есть предварительная договоренность об этом с губернатором.
Органическое земледелие
Виктория, Красноярск:
– Планируем сад купить, но не знаем, как определить качество земли на участке. Есть ли какие-то особенности?
– Скоро уже 80 лет, как у нас был заложен первый сад, а никакого почвоанализа так и нет. Сейчас мы настаиваем, чтобы были составлены агрохимические карты садовых территорий. Но пока можно только взять 1–1,5 кг земли и самостоятельно сдать на анализ в агрохимическую лабораторию на ул. Спандаряна или договориться с агроуниверситетом. А вообще, вопрос этот очень распространенный. В марте у нас в союзе садоводов начнет работать школа, там будем на многие вопросы отвечать, в том числе и о почве.
Татьяна Ивановна, общество «Алюминщик»:
– Как вы относитесь к модному методу Митлайдера, когда используют узкие грядки и большое количество минеральных удобрений?
– Есть такой метод – пусть им американцы и занимаются. Мы против, потому что может быть передозировка минеральных удобрений, они же могут накапливаться. Лучше заниматься органическим земледелием: делать компост, использовать древесную золу (только не каменный уголь). И, конечно, применяйте наши удобрения – двойной суперфосфат, сульфат калия, тем более у вас в почве недостаток активного фосфора. На ваших участках много хвоща, это единственное растение – природный источник селена. В нашем регионе селена мало, а он необходим для роста детей. Собирайте хвощ, настаивайте в темных емкостях и опрыскивайте все свои растения. И давайте потом морковку и помидоры своим детям и внукам, чтобы у них нормально шло развитие костей.
Светлана, Красноярск:
– Попалась статья, в которой написано, что лучше всего для своего сада покупать сорта, которые есть в государственном реестре. Но в Красноярске я таких сортов не нахожу. Специально зашла на сайт одного из продавцов, сделала выборку – из 260 сортов только четыре есть в реестре. Стоит ли на него ориентироваться и почему такая ситуация?
– Буквально 17 февраля состоялся круглый стол вместе с представителями Россельхознадзора. Они контролируют семенной материал – и сейчас будут делать это более строго. У нас большинство семян – это не сорта, а вымышленные названия. Но требования ужесточаются и к семенам, и к посадочному материалу: теперь на каждом саженце должна быть этикетка – сорт, когда посажен и выкопан. Также мы просим закрыть все машинные продажи, потому что на 90 % это контрафактный материал – вам из одного пучка могут дать вишню и черемуху.
«НКК»:
– Почему такая проблема с семенами?
– Производство семян в России в запущенном состоянии: раньше затраты брало на себя государство, а сейчас они возлагаются на автора сорта. А где он такие деньги возьмет? И мы покупаем семена из-за рубежа, и часто получаем мусор, в котором много карантинных вредителей и болезней. Только в крае было шесть семеноводческих хозяйств, сейчас – ни одного. По всей России их осталось – пальцев одной руки хватит пересчитать, а было 200! Картофелеводства в крае тоже до сих пор нет, но планируется, что им будет заниматься учхоз агроуниверситета. Мы планируем создание ассоциации питомниководов и ожидаем в этом государственной поддержки.
Если вы не успели позвонить на прямую линию, на ваши вопросы ответят в союзе садоводов. Писем ждут по адресу: 660015, г. Красноярск, п. Солонцы, ул. Садовая, 10–1. На личный прием можно прийти по адресу: Красноярск, пр. Мира, 85. Тел. 8 963 267-66-39