Водители, севшие за руль в нетрезвом виде, регулярно становятся антигероями новостей. Аварии, погибшие люди, сломанные судьбы. Об этом говорят очень часто, но многим не близка простая мысль: если выпил, садиться за руль нельзя. Судя по всему, понятным для соотечественников средством решения проблемы должен стать страх. Страх перед наказанием. И государство идет по этому пути.
С начала года в Красноярске и Дивногорске произошло 9 ДТП с участием нетрезвых водителей. В результате один человек погиб, еще десять травмированы.
По словам начальника ОГИБДД МУ МВД России «Красноярское» Константина Колегова, «пьяных» аварий в краевом центре становится меньше. И за сухими цифрами статистики – спасенные судьбы людей. Но чтобы эта тенденция сохранялась, необходима огромная работа.
Аварии с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения, — это серьезная проблема. Чтобы ее решить, необходима вся мощь государственной машины и посильное участие каждого из нас, — подчеркивает Константин Колегов.
Ночная автомобильная жизнь Красноярска, как и любого крупного города, наполнена событиями. Их становится существенно больше, когда в рамках рейдов «Нетрезвый водитель» на красноярские дороги выходят усиленные патрули ГИБДД. О рейдах полицейские предупреждают заранее. Тем не менее, в результате каждого – один, а то и два десятка задержанных нетрезвых лихачей.
Константин Колегов предупреждает всех любителей выпить за рулем: рано или поздно таких обязательно остановит экипаж ДПС.
Рано или поздно это произойдет. Такой человек либо человек привлекает внимание сотрудника ГИБДД, либо становится виновником аварии. У выпившего человека просто нет верного ощущения, что он пьян. Ему кажется, что все в порядке. Многие из них ищут самооправдание своим действиям: «Да у меня 30 лет водительского стажа, дорогу хорошо знаю, ехать недалеко. Чего на такси тратиться, доеду». Кто-то действует «на автомате»: вот ключи, вот машина – нужно ехать, — рассказывает Константин Колегов.
Подзаголовок
Наказание рублем
Ужесточение ответственности за вождение в нетрезвом виде приносит свои плоды. Хотя, отмечает председатель Красноярского Регионального Общественного Движения Автовладельцев Егор Фролов меры эти немного запоздали.
Серьезные меры наказания вводились постепенно: сперва увеличивались штрафы, затем ввели уголовную ответственность. Ранее автолюбители, лишенные водительского удостоверения на огромный срок, отсидев свои 15 суток административного ареста, выходили и снова садились за руль в нетрезвом состоянии. Последствия этого зачастую были крайне печальными, — отмечает Егор Фролов.
С ним согласен кандидат юридических наук, член Общественной палаты Красноярска Валерий Власов. По его мнению, ужесточение наказания со временем дисциплинирует общество.
Все мы помним: когда больше стало появляться камер наблюдения, поначалу люди по — привычке ездили и нарушали. Но вот когда стали приходить многочисленные штрафы, культура поведения на дорогах стала на порядок выше, с этим сложно спорить. Точно также, когда за непристегнутый ремень ввели более серьезное наказание. Ведь тоже сначала люди к этому относились не очень серьезно. Но потом, когда в массовом порядке стали штрафовать, ситуация резко изменилась. Наказание рублем, во всяком случае, для большинства населения, все-таки играет важную роль, — рассуждает Валерий Власов.
Одно из предложений Егора Фролова: штрафы за нарушение ПДД должны быть дифференцированы доходам человека.
Это касается не только «нетрезвой езды», но и других нарушений ПДД. Для человека с зарплатой, к примеру, 200 тысяч рублей штраф в сумме 1,5 тысячи рублей – абсолютно незначительная сумма. А вот штраф в 25 тысяч рублей заставит нарушителя как следует задуматься. Я считаю, такими методами можно заставить водителей соблюдать ПДД, а не использовать возможность, к примеру, ездить по выделенной полосе и получать за это нарушение незначительный штраф, — отмечает общественник.
Подзаголовок
Лучшая мотивация – это страх перед наказанием
С 2022 года вступили в силу поправки в Уголовный кодекс России и в Кодекс об административных правонарушениях. Возникла новая мера ответственности — возможность конфискации автомобиля. Именно возможность, это не обязательная опция. Все на усмотрение суда.
По мнению Константина Колегова, конфискация – эффективная мера, которая поможет убрать с дорог любителей пьяной езды.
Эти меры уже действуют: в 2022 году в Красноярском крае было конфисковано 2 автомобиля, в Красноярске – 4. Причем эта санкция действует не только в отношении собственника автомобиля. В отношении владельца, который передал автомобиль водителю, наказанному за управление в нетрезвом виде, будет действовать статья КоАП 34.34 — «Непринятие собственником транспортного средства мер по исключению возможности совершения иным лицом преступления с использованием транспортного средства». Эта статья также предусматривает конфискацию автомобиля в пользу государства. Это серьезная и действенная мера против маргиналов, которые трезвыми просто за руль не садятся, не считаются с законом. Но мы их в любом случае из процесса движения уберем, — отмечает Константин Колегов.
Первым в Красноярском крае лишили автомобиля за пьяную езду жителя Уярского района. Из-за нескольких рюмок водки 26-летний мужчина лишился своего «ВАЗ-2114». И в судах уже немало подобных дел.
По мнению байкера, лидера мотоклуба «Дикие Сибиряки» Александра Шестакова, эта мера должна сработать.
Я в целом за ужесточение наказания за пьяную езду. Потому что считаю это одним их наиболее тяжких нарушений, которое приводят всегда к наиболее тяжелым последствиям. Все-таки наши граждане понимают только, наверное, кнут. И я считаю, что лучшая мотивация — это страх лишиться свободы, либо транспорта, либо понести суровое финансовое наказание, — отмечает Александр Шестаков.
Помимо «кнута», считает Валерий Власов, необходим и «пряник». В данном случае, в обществе должно сложиться четкое неприятие нетрезвого вождения.
Необходима пропаганда в первую очередь социальная, со стороны правоохранительных органов. Начиная, может быть, даже с детских садов, школ, институтов — обязательно должна быть пропаганда того, что пьяное вождение ведет к трагедии, смертям, конфискации имущества, да просто к судимости. Факт судимости в любом случае, даже если она погашена, это серьезное пятно на репутации для каждого нормального человека. Поэтому я за ужесточение санкций и за социальную пропаганду. Я вообще за любую пропаганду безопасного движения на дорогах и за то, чтобы культура вождения в нашем обществе только улучшалось, — резюмирует Валерий Власов.
Дорожные полицейские работают со школами, высшими учебными заведениями, общественными организациями. Цель одна: как можно больше говорить о недопустимости нетрезвого вождения, в целом нарушения ПДД. Тем, кто постарше, демонстрируют видеоролики с жесткими ДТП. Иногда смертельными.
Мы показываем и рассказываем, к каким трагическим последствиям может привести употребление даже небольшой дозы алкоголя перед поездкой. Наша задача – не наказать, лишить водительского удостоверения. Мы хотим научить наших граждан культуре и безопасному управлению транспортным средством, — подчеркивает Константин Колегов.
Подзаголовок
Движение по «Синей линии»
Есть и другая профилактика. Наверное, каждый красноярский водитель знает: с вечера пятницы до воскресенья в городе проводятся масштабные рейды «Нетрезвый водитель». В 2022 году сотрудники краевых подразделений ГИБДД провели более 43 профилактических мероприятий. В результате на дорогах стало на 120 нетрезвых водителей меньше.
Один из эффективных каналов взаимодействия неравнодушных граждан и правоохранителей – круглосуточный телефон «Синяя линия». Вот несколько недавних примеров.
Красноярск, 5 апреля. В Свердловском районе краевого центра экипажи ДПС задержали 38-летнего водителя красной «Хонда Фит». Мужчина совершил два ДТП с припаркованными автомобилями, при попытке скрыться от полицейских – еще одно. Красноярец-бесправник «продул» 0,79 мг/л.
Следующий день и задержание еще одного нетрезвого водителя. Улица Судостроительная, водитель-«лишенник» на «Тойоте» не справился с управлением и съехал на газон. От сотрудников полиции попытался убежать, но далеко не получилось.
«Синяя линия» определенно работает: за 4 месяца 2023 года на круглосуточный телефон поступило около 300 сообщений о нетрезвых водителях. В результате работы ГИБДД 36 водителей привлечены к административной ответственности за вождение в состоянии алкогольного опьянения. В отношении трех нарушителей возбуждены уголовные дела за повторное вождение в состоянии алкогольного опьянения.
По словам Константина Колегова, задержания пьяных лихачей проходят по-разному. Нередки случаи, когда инспекторам приходится применять физическую силу. Как сами нетрезвые водители, так и находящиеся с ними вместе «группы поддержки» часто позволяют себе агрессивные действия по отношению к сотрудникам ГИБДД. Компании пытаются своего товарища защитить, каким-то образом помочь. Но при этом делают только хуже.
Инспектор действует в рамках законодательства: отстраняет нетрезвого автолюбителя от управления автомобилем, проводит освидетельствование, составляет административные материалы. За неправомерные действия в отношении сотрудника полиции предусмотрена уголовная ответственность. С начала года возбуждено 4 дела по статье 318 УК РФ – «Применение насилия в отношении представителя власти» в отношении водителей либо пассажиров. Статья 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти» — также одна из «любимых» у нетрезвых лихачей, — рассказывает Константин Колегов.
Оформление пьяного водителя – процедура с целым рядом установленных законом «формальностей». Понятые, заполнение административных материалов, эвакуация автомобиля. За это время даже те, кто был сильно пьян, понемногу приходят в себя.
И, по словам Константина Колегова, нередко благодарят инспекторов: «Ребята, спасибо! Если бы не вы, куда бы я приехал: в столб, в другую машину, в автобус? Хорошо, никого не задавил!».
Да, перемены в общественном сознании определенно происходят. Но очень хочется, чтобы происходили они быстрее. И не потому, что накажут, а потому, что можешь погибнуть ты сам или твои близкие. Или ты можешь стать причиной чьей-то гибели. А человеческая жизнь — это всегда самый главный приоритет. Мысль очень простая, но главная сложность в том, чтобы ее осознал и прочувствовал каждый.
P.S.
А теперь немного личного опыта. Лето 2016 года. Я сел за руль, как принято говорить, «со вчерашнего». Нужно было отвезти человека за город. Уверенность в себе была абсолютной. Но потом, проанализировав поездку, я четко осознал совершенные грубые ошибки, неуверенность, заторможенность реакции. В общем, при встрече с инспектором, — явный кандидат на медосвидетельствование. Пусть и после нескольких часов сна, но был в довольно тяжелом похмелье. Увы, иногда даже вполне законопослушные люди нарушают закон. Думая, что с ними ничего не случится. С тех пор произошла серьезная переоценка отношения к подобным ситуациям. Да, жизнь есть жизнь и убежать от нее невозможно. Но можно оградить себя от безумных поступков.