Давят на газ, а нередко — людей

Давят на газ, а нередко — людей
Фото ГИБДД Красноярского края

Водители, севшие за руль в нетрезвом виде, регулярно становятся антигероями новостей. Аварии, погибшие люди, сломанные судьбы. Об этом говорят очень часто, но многим не близка простая мысль: если выпил, садиться за руль нельзя. Судя по всему, понятным для соотечественников средством решения проблемы должен стать страх. Страх перед наказанием. И государство идет по этому пути.

С начала года в Красноярске и Дивногорске произошло 9 ДТП с участием нетрезвых водителей. В результате один человек погиб, еще десять травмированы.

По словам начальника ОГИБДД МУ МВД России «Красноярское» Константина Колегова, «пьяных» аварий в краевом центре становится меньше. И за сухими цифрами статистики – спасенные судьбы людей. Но чтобы эта тенденция сохранялась, необходима огромная работа.

Аварии с участием водителей, находящихся в состоянии опьянения, — это серьезная проблема. Чтобы ее решить, необходима вся мощь государственной машины и посильное участие каждого из нас, — подчеркивает Константин Колегов.

Ночная автомобильная жизнь Красноярска, как и любого крупного города, наполнена событиями. Их становится существенно больше, когда в рамках рейдов «Нетрезвый водитель» на красноярские дороги выходят усиленные патрули ГИБДД. О рейдах полицейские предупреждают заранее. Тем не менее, в результате каждого – один, а то и два десятка задержанных нетрезвых лихачей.

Константин Колегов предупреждает всех любителей выпить за рулем: рано или поздно таких обязательно остановит экипаж ДПС.

Рано или поздно это произойдет. Такой человек либо человек привлекает внимание сотрудника ГИБДД, либо становится виновником аварии. У выпившего человека просто нет верного ощущения, что он пьян. Ему кажется, что все в порядке. Многие из них ищут самооправдание своим действиям: «Да у меня 30 лет водительского стажа, дорогу хорошо знаю, ехать недалеко. Чего на такси тратиться, доеду». Кто-то действует «на автомате»: вот ключи, вот машина – нужно ехать, — рассказывает Константин Колегов.

Подзаголовок

Наказание рублем

Ужесточение ответственности за вождение в нетрезвом виде приносит свои плоды. Хотя, отмечает председатель Красноярского Регионального Общественного Движения Автовладельцев Егор Фролов меры эти немного запоздали.

Серьезные меры наказания вводились постепенно: сперва увеличивались штрафы, затем ввели уголовную ответственность. Ранее автолюбители, лишенные водительского удостоверения на огромный срок, отсидев свои 15 суток административного ареста, выходили и снова садились за руль в нетрезвом состоянии. Последствия этого зачастую были крайне печальными, — отмечает Егор Фролов.

С ним согласен кандидат юридических наук, член Общественной палаты Красноярска Валерий Власов. По его мнению, ужесточение наказания со временем дисциплинирует общество.

Все мы помним: когда больше стало появляться камер наблюдения, поначалу люди по — привычке ездили и нарушали. Но вот когда стали приходить многочисленные штрафы, культура поведения на дорогах стала на порядок выше, с этим сложно спорить. Точно также, когда за непристегнутый ремень ввели более серьезное наказание. Ведь тоже сначала люди к этому относились не очень серьезно. Но потом, когда в массовом порядке стали штрафовать, ситуация резко изменилась. Наказание рублем, во всяком случае, для большинства населения, все-таки играет важную роль, — рассуждает Валерий Власов.

Одно из предложений Егора Фролова: штрафы за нарушение ПДД должны быть дифференцированы доходам человека.

Это касается не только «нетрезвой езды», но и других нарушений ПДД. Для человека с зарплатой, к примеру, 200 тысяч рублей штраф в сумме 1,5 тысячи рублей – абсолютно незначительная сумма. А вот штраф в 25 тысяч рублей заставит нарушителя как следует задуматься. Я считаю, такими методами можно заставить водителей соблюдать ПДД, а не использовать возможность, к примеру, ездить по выделенной полосе и получать за это нарушение незначительный штраф, — отмечает общественник.

Подзаголовок

Лучшая мотивация – это страх перед наказанием

С 2022 года вступили в силу поправки в Уголовный кодекс России и в Кодекс об административных правонарушениях. Возникла новая мера ответственности — возможность конфискации автомобиля. Именно возможность, это не обязательная опция. Все на усмотрение суда.

По мнению Константина Колегова, конфискация – эффективная мера, которая поможет убрать с дорог любителей пьяной езды.

Эти меры уже действуют: в 2022 году в Красноярском крае было конфисковано 2 автомобиля, в Красноярске – 4. Причем эта санкция действует не только в отношении собственника автомобиля. В отношении владельца, который передал автомобиль водителю, наказанному за управление в нетрезвом виде, будет действовать статья КоАП 34.34 — «Непринятие собственником транспортного средства мер по исключению возможности совершения иным лицом преступления ‎с использованием транспортного средства». Эта статья также предусматривает конфискацию автомобиля в пользу государства. Это серьезная и действенная мера против маргиналов, которые трезвыми просто за руль не садятся, не считаются с законом. Но мы их в любом случае из процесса движения уберем, — отмечает Константин Колегов.

Первым в Красноярском крае лишили автомобиля за пьяную езду жителя Уярского района. Из-за нескольких рюмок водки 26-летний мужчина лишился своего «ВАЗ-2114». И в судах уже немало подобных дел.

По мнению байкера, лидера мотоклуба «Дикие Сибиряки» Александра Шестакова, эта мера должна сработать.

Я в целом за ужесточение наказания за пьяную езду. Потому что считаю это одним их наиболее тяжких нарушений, которое приводят всегда к наиболее тяжелым последствиям. Все-таки наши граждане понимают только, наверное, кнут. И я считаю, что лучшая мотивация — это страх лишиться свободы, либо транспорта, либо понести суровое финансовое наказание, — отмечает Александр Шестаков.

Помимо «кнута», считает Валерий Власов, необходим и «пряник». В данном случае, в обществе должно сложиться четкое неприятие нетрезвого вождения.

Необходима пропаганда в первую очередь социальная, со стороны правоохранительных органов. Начиная, может быть, даже с детских садов, школ, институтов — обязательно должна быть пропаганда того, что пьяное вождение ведет к трагедии, смертям, конфискации имущества, да просто к судимости. Факт судимости в любом случае, даже если она погашена, это серьезное пятно на репутации для каждого нормального человека. Поэтому я за ужесточение санкций и за социальную пропаганду. Я вообще за любую пропаганду безопасного движения на дорогах и за то, чтобы культура вождения в нашем обществе только улучшалось, — резюмирует Валерий Власов.

Дорожные полицейские работают со школами, высшими учебными заведениями, общественными организациями. Цель одна: как можно больше говорить о недопустимости нетрезвого вождения, в целом нарушения ПДД. Тем, кто постарше, демонстрируют видеоролики с жесткими ДТП. Иногда смертельными.

Мы показываем и рассказываем, к каким трагическим последствиям может привести употребление даже небольшой дозы алкоголя перед поездкой. Наша задача – не наказать, лишить водительского удостоверения. Мы хотим научить наших граждан культуре и безопасному управлению транспортным средством, — подчеркивает Константин Колегов.

Подзаголовок

Движение по «Синей линии»

Есть и другая профилактика. Наверное, каждый красноярский водитель знает: с вечера пятницы до воскресенья в городе проводятся масштабные рейды «Нетрезвый водитель». В 2022 году сотрудники краевых подразделений ГИБДД провели более 43 профилактических мероприятий. В результате на дорогах стало на 120 нетрезвых водителей меньше.

Один из эффективных каналов взаимодействия неравнодушных граждан и правоохранителей – круглосуточный телефон «Синяя линия». Вот несколько недавних примеров.

Красноярск, 5 апреля. В Свердловском районе краевого центра экипажи ДПС задержали 38-летнего водителя красной «Хонда Фит». Мужчина совершил два ДТП с припаркованными автомобилями, при попытке скрыться от полицейских – еще одно. Красноярец-бесправник «продул» 0,79 мг/л.

Следующий день и задержание еще одного нетрезвого водителя. Улица Судостроительная, водитель-«лишенник» на «Тойоте» не справился с управлением и съехал на газон. От сотрудников полиции попытался убежать, но далеко не получилось.

«Синяя линия» определенно работает: за 4 месяца 2023 года на круглосуточный телефон поступило около 300 сообщений о нетрезвых водителях. В результате работы ГИБДД 36 водителей привлечены к административной ответственности за вождение в состоянии алкогольного опьянения. В отношении трех нарушителей возбуждены уголовные дела за повторное вождение в состоянии алкогольного опьянения.

По словам Константина Колегова, задержания пьяных лихачей проходят по-разному. Нередки случаи, когда инспекторам приходится применять физическую силу. Как сами нетрезвые водители, так и находящиеся с ними вместе «группы поддержки» часто позволяют себе агрессивные действия по отношению к сотрудникам ГИБДД. Компании пытаются своего товарища защитить, каким-то образом помочь. Но при этом делают только хуже.

Инспектор действует в рамках законодательства: отстраняет нетрезвого автолюбителя от управления автомобилем, проводит освидетельствование, составляет административные материалы. За неправомерные действия в отношении сотрудника полиции предусмотрена уголовная ответственность. С начала года возбуждено 4 дела по статье 318 УК РФ – «Применение насилия в отношении представителя власти» в отношении водителей либо пассажиров. Статья 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти» — также одна из «любимых» у нетрезвых лихачей, — рассказывает Константин Колегов.

Оформление пьяного водителя – процедура с целым рядом установленных законом «формальностей». Понятые, заполнение административных материалов, эвакуация автомобиля. За это время даже те, кто был сильно пьян, понемногу приходят в себя.

И, по словам Константина Колегова, нередко благодарят инспекторов: «Ребята, спасибо! Если бы не вы, куда бы я приехал: в столб, в другую машину, в автобус? Хорошо, никого не задавил!».

Да, перемены в общественном сознании определенно происходят. Но очень хочется, чтобы происходили они быстрее. И не потому, что накажут, а потому, что можешь погибнуть ты сам или твои близкие. Или ты можешь стать причиной чьей-то гибели. А человеческая жизнь — это всегда самый главный приоритет. Мысль очень простая, но главная сложность в том, чтобы ее осознал и прочувствовал каждый.

P.S.

А теперь немного личного опыта. Лето 2016 года. Я сел за руль, как принято говорить, «со вчерашнего». Нужно было отвезти человека за город. Уверенность в себе была абсолютной. Но потом, проанализировав поездку, я четко осознал совершенные грубые ошибки, неуверенность, заторможенность реакции. В общем, при встрече с инспектором, — явный кандидат на медосвидетельствование. Пусть и после нескольких часов сна, но был в довольно тяжелом похмелье. Увы, иногда даже вполне законопослушные люди нарушают закон. Думая, что с ними ничего не случится. С тех пор произошла серьезная переоценка отношения к подобным ситуациям. Да, жизнь есть жизнь и убежать от нее невозможно. Но можно оградить себя от безумных поступков.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 декабря 2024
Полезные финансовые привычки, которые помогут не копить долги
Согласитесь, умение правильно распоряжаться деньгами – настоящее искусство, и владеют им немногие. Кто-то даже при небольшой зарплате умеет копить деньги,
Без рубрики
14 декабря 2024
Фонд «Защитники Отечества»: получать поддержку, делиться опытом, находить друзей
Созданный 1 апреля 2023 года по указу президента России фонд «Защитники Отечества» стал важной опорой для военнослужащих, ветеранов и их
Без рубрики
14 декабря 2024
Ветераны Центрального района Красноярска: «Мы горды, что наши внуки – настоящие защитники Отечества»
Встречи с участниками специальной военной операции для совета ветеранов Центрального района Красноярска стали уже традицией. В этом году в канун Дня