Зимние праздники, включающие Рождество, Новый год и Крещение, были для наших предков самым насыщенным периодом года. В это время они гадали, колядовали и ходили друг к другу в гости.
Сегодня эти традиции ушли в историю. Они уже не передаются от отца к сыну. И с высоты XXI века кажутся нам непонятными, но забавными.
О самых интересных моментах празднования Святок в Сибири прошлых столетий мы попросили рассказать Светлану Калинину, фольклориста и кандидата филологических наук, заведующую отделом народного творчества Государственного центра народного творчества Красноярского края.
Что такое Святки?
Это время от Рождества до Крещения. Новый год также включался в череду праздников. До путаницы с календарями все было логично: начинали отмечать на второй – третий день после Рождества, а заканчивали перед Крещением, 18 января. Несмотря на то что это праздники христианские, языческое начало в них прослеживается. Зимние Святки – это граница времени: старое солнце умирает, новое появляется. Святочное время – оно само по себе особенное, мысль: как Новый год встретишь, так его и проведешь, хоть и немного в другой формулировке, очень близка традиционной культуре. Стремление одеться в новое, съесть как можно больше вкусного связано с магией начала. Раз в начале хорошо – дальше должно быть точно так же.
Как отмечали?
Готовясь к Рождеству, люди вели себя определенным образом: заканчивали убираться дома – белили, мыли, к этому времени охотники возвращались с промыслов домой. Существовали четкие «инструкции», что можно и что нельзя делать в Святки. Более строгими запреты были у старожилов. Например, вечерами вообще ничего нельзя делать – нужно праздновать, веселиться. Днем нельзя выполнять грязную работу. Стирать, мыть – «воду мутить», прясть. В некоторых районах края запрещалось также чесать шерсть, вязать, да и вообще рукодельничать. Готовка – тоже не самое чистое действо, поэтому к Рождеству обычно еду заготавливали заранее и на три дня как минимум.
Мужчинам не рекомендовалось в Святки выполнять «гнутую» (в наклон) работу, считалось, что в таком случае дети родятся горбатыми.
Праздновали – пели, гадали, ходили в гости.
Чтоб капуста уродилась
Святки – такое время, когда можно обеспечить себе хорошую жизнь на весь следующий год магическими способами. Это народная магия, которая пестовалась в течение многих веков. Причина очень проста: Сибирь находится в зоне рискованного земледелия, и люди никогда не были уверены, что им вернется хотя бы то, что посеяли. Например, не уверены они в урожае капусты. Чтобы капуста была гарантированно хорошей, наши предки в Святки сматывали туго шерсть и клали в красный угол. Лежащая там шерсть по представлениям сибирских крестьян гарантировала тугую капусту.
Хотите, чтобы у вас были цветные овцы, а не просто черные или серые? Тогда мужчина должен взять черемуховую палочку и частично срезать на ней кору. И овцы будут пестрыми.
Зачем блин?
Гадания у старожилов начинались в ночь на Новый год и заканчивались крещенским утром – до начала богослужения. В это время девушки пекли лепешку или блин, вешали на лицо, делали дырки для глаз и бегали в таком виде, спрашивая имена прохожих. Каким имя будет, так и суженого будут звать.
У новопоселенцев гадания начинались в ночь перед Рождеством. Самые интересные из них – подблюдные. Назывались они так потому, что жребий тянули из чашки с водой, накрытой блюдом. Все участники гадания складывали в чашу с водой мелкие предметы: кольца, серьги. Присутствующие пели песни-предсказания, а ведущий вынимал не глядя вещь из-под блюда. Пророчество относилось к хозяину вещи. Предмет такого гадания – судьба в новом году: богатство, удачи и неудачи, здоровье, но чаще всего брак.
И все-таки гадания считались делом не совсем правильным – не зря на Крещение все окунались в купель, чтобы смыть с себя все грехи.
Коляды, колядование, колядки
Все это не одно и то же. Коляды – обозначение времени. Есть две версии происхождения такого названия. Первая – «коло» – колесо, время вращается. Второе – календы, как у древних греков: якобы в это время помещается по одному дню от каждого месяца – они как бы стянуты в одно время. Поэтому так важно начать правильно – так и весь год пройдет.
Колядование – это обход всех дворов селения с исполнением специальных песен и сбором платы за их исполнение.
А вот колядки – это уже сами величальные песни, которые выполняют роль магического заговора, обеспечивают благополучие.
В Орловке и Ивановке Бирилюсского района пели, например:
Ой рано-рано куры попели,
еще раней того девушка вставала,
девушка вставала, платки качала (то есть гладила. – «НКК»),
наряжалася, в церковку шла,
за двери вышла – сени расцвели.
В церковку зашла,
паны вставали, шапки снимали и спрашивали:
чи ты царевна, ты королевна?
Я не царевна, не королевна,
я Манечка то Ивановна.
Кому такую песню пели? Девушке молодой, которой пора замуж. Молодому мужу, маленьким детям, старикам – для каждого пелась своя колядка.
Почему нельзя обижать колядовщиков?
Когда колядовщики приходили, они описывали, какой это хороший двор: «на семи верстах, у каждого столба на маковке по жемчужинке». Величают, то есть хвалят хозяина, хозяйку, малых детушек – и просят их одарить за это. Колядка всегда завершается пожеланием урожая, например: «Чтобы с колосу осьмина (столько намолотили. – «НКК»), из зерна коврига, из полузерна – пирог с рукавицу ширины с топорище долины». Если колядовщиков, которые поют, пляшут, добра вам желают, вы обидели – не угостили, пирога не подали, то они могут вам отомстить. В Бирилюсском районе могли плюнуть на порог и сказать: «У ворот береза виловатая, будьте год, как баба киловатая». То есть весь год будут люди болеть. Чтобы не доводить до такого, колядовщиков всегда угощали чем могли.
Почему именно коза?
Святки – такое время, когда нужно веселиться и ходить в гости. Один из элементов веселья – ряжение. Почему тулуп мехом наружу? Потому что есть примета: у кого тело волосатое, тот или богатым, или счастливым будет.
Коза, которую по дворам водили, – животное культа плодородия. Главная задача, чтобы всего да побольше уродилось. Еще в начале XX века в деревне Степной Баджей был описан такой обычай. Коза с поводырем и ватага сопровождающих лиц заходили во все дворы, коза плясала, ряженые плясали. Потом коза в изнеможении падала, а они просили: «Дайте нашей козе решето овса, наверх – колбаса, дайте кусок сала, чтобы коза встала». И хозяева давали что-то, коза вставала – прижималась ко всем, желала таким образом здоровья.
Солдаты и цыгане
Во что рядились? В лиц противоположного пола, в горбатых и беременных, в людей, которых нет рядом постоянно: в цыган, солдат, даже шаманов. Бабушки уверяли: главное – нарядиться так, чтобы тебя никто не узнал. Ряженые, как говорили на Ангаре – машкарованные, то есть в масках, являются отсылом к духам предков. В такое время, как Святки, истончается граница между мирами, и наши предки приходят к нам посмотреть, как мы тут живем. Толпа ряженых – это предки. Почему их одаривали? Почему не ругали, когда они в печку лезли смотреть, что там наготовлено? Вот именно поэтому. В некоторых местах края ряженые должны были совершить специальные действия: например, если у хозяйки плохо парили (высиживали цыплят) куры, ряженых усаживали на порог. Если дети болели, то ряженые таскали их на плечах, передавая силу предков.
Что осталось от прежних традиций в наши дни? Наверное, только то, что мы по-прежнему ходим друг к другу в гости и желаем всяческих благ. И где-то в глубине души верим, что сбудется, – сбывалось ведь у наших предков.