«Дайте козе сала» Как праздновали Святки в нашем крае

«Дайте козе сала» Как праздновали Святки в нашем крае

Зимние праздники, включающие Рождество, Новый год и Крещение, были для наших предков самым насыщенным периодом года. В это время они гадали, колядовали и ходили друг к другу в гости.

Сегодня эти традиции ушли в историю. Они уже не передаются от отца к сыну. И с высоты XXI века кажутся нам непонятными, но забавными.

О самых интересных моментах празднования Святок в Сибири прошлых столетий мы попросили рассказать Светлану Калинину, фольклориста и кандидата филологических наук, заведующую отделом народного творчества Государственного центра народного творчества Красноярского края.

Что такое Святки?

Это время от Рождества до Крещения. Новый год также включался в череду праздников. До путаницы с календарями все было логично: начинали отмечать на второй – третий день после Рождества, а заканчивали перед Крещением, 18 января. Несмотря на то что это праздники христианские, языческое начало в них прослеживается. Зимние Святки – это граница времени: старое солнце умирает, новое появляется. Святочное время – оно само по себе особенное, мысль: как Новый год встретишь, так его и проведешь, хоть и немного в другой формулировке, очень близка традиционной культуре. Стремление одеться в новое, съесть как можно больше вкусного связано с магией начала. Раз в начале хорошо – дальше должно быть точно так же.

Как отмечали?

Готовясь к Рождеству, люди вели себя определенным образом: заканчивали убираться дома – белили, мыли, к этому времени охотники возвращались с промыслов домой. Существовали четкие «инструкции», что можно и что нельзя делать в Святки. Более строгими запреты были у старожилов. Например, вечерами вообще ничего нельзя делать – нужно праздновать, веселиться. Днем нельзя выполнять грязную работу. Стирать, мыть – «воду мутить», прясть. В некоторых районах края запрещалось также чесать шерсть, вязать, да и вообще рукодельничать. Готовка – тоже не самое чистое действо, поэтому к Рождеству обычно еду заготавливали заранее и на три дня как минимум.

Мужчинам не рекомендовалось в Святки выполнять «гнутую» (в наклон) работу, считалось, что в таком случае дети родятся горбатыми.

Праздновали – пели, гадали, ходили в гости.

Чтоб капуста уродилась

Святки – такое время, когда можно обеспечить себе хорошую жизнь на весь следующий год магическими способами. Это народная магия, которая пестовалась в течение многих веков. Причина очень проста: Сибирь находится в зоне рискованного земледелия, и люди никогда не были уверены, что им вернется хотя бы то, что посеяли. Например, не уверены они в урожае капусты. Чтобы капуста была гарантированно хорошей, наши предки в Святки сматывали туго шерсть и клали в красный угол. Лежащая там шерсть по представлениям сибирских крестьян гарантировала тугую капусту.

Хотите, чтобы у вас были цветные овцы, а не просто черные или серые? Тогда мужчина должен взять черемуховую палочку и частично срезать на ней кору. И овцы будут пестрыми.

Зачем блин?

Гадания у старожилов начинались в ночь на Новый год и заканчивались крещенским утром – до начала богослужения. В это время девушки пекли лепешку или блин, вешали на лицо, делали дырки для глаз и бегали в таком виде, спрашивая имена прохожих. Каким имя будет, так и суженого будут звать.

У новопоселенцев гадания начинались в ночь перед Рождеством. Самые интересные из них – подблюдные. Назывались они так потому, что жребий тянули из чашки с водой, накрытой блюдом. Все участники гадания складывали в чашу с водой мелкие предметы: кольца, серьги. Присутствующие пели песни-предсказания, а ведущий вынимал не глядя вещь из-под блюда. Пророчество относилось к хозяину вещи. Предмет такого гадания – судьба в новом году: богатство, удачи и неудачи, здоровье, но чаще всего брак.

И все-таки гадания считались делом не совсем правильным – не зря на Крещение все окунались в купель, чтобы смыть с себя все грехи.

Коляды, колядование, колядки

Все это не одно и то же. Коляды – обозначение времени. Есть две версии происхождения такого названия. Первая – «коло» – колесо, время вращается. Второе – календы, как у древних греков: якобы в это время помещается по одному дню от каждого месяца – они как бы стянуты в одно время. Поэтому так важно начать правильно – так и весь год пройдет.

Колядование – это обход всех дворов селения с исполнением специальных песен и сбором платы за их исполнение.

А вот колядки – это уже сами величальные песни, которые выполняют роль магического заговора, обеспечивают благополучие.

В Орловке и Ивановке Бирилюсского района пели, например:

Ой рано-рано куры попели,

еще раней того девушка вставала,

девушка вставала, платки качала (то есть гладила. – «НКК»),

наряжалася, в церковку шла,

за двери вышла – сени расцвели.

В церковку зашла,

паны вставали, шапки снимали и спрашивали:

чи ты царевна, ты королевна?

Я не царевна, не королевна,

я Манечка то Ивановна.

Кому такую песню пели? Девушке молодой, которой пора замуж. Молодому мужу, маленьким детям, старикам – для каждого пелась своя колядка.

Почему нельзя обижать колядовщиков?

Когда колядовщики приходили, они описывали, какой это хороший двор: «на семи верстах, у каждого столба на маковке по жемчужинке». Величают, то есть хвалят хозяина, хозяйку, малых детушек – и просят их одарить за это. Колядка всегда завершается пожеланием урожая, например: «Чтобы с колосу осьмина (столько намолотили. – «НКК»), из зерна коврига, из полузерна – пирог с рукавицу ширины с топорище долины». Если колядовщиков, которые поют, пляшут, добра вам желают, вы обидели – не угостили, пирога не подали, то они могут вам отомстить. В Бирилюсском районе могли плюнуть на порог и сказать: «У ворот береза виловатая, будьте год, как баба киловатая». То есть весь год будут люди болеть. Чтобы не доводить до такого, колядовщиков всегда угощали чем могли.

Почему именно коза?

Святки – такое время, когда нужно веселиться и ходить в гости. Один из элементов веселья – ряжение. Почему тулуп мехом наружу? Потому что есть примета: у кого тело волосатое, тот или богатым, или счастливым будет.

Коза, которую по дворам водили, – животное культа плодородия. Главная задача, чтобы всего да побольше уродилось. Еще в начале XX века в деревне Степной Баджей был описан такой обычай. Коза с поводырем и ватага сопровождающих лиц заходили во все дворы, коза плясала, ряженые плясали. Потом коза в изнеможении падала, а они просили: «Дайте нашей козе решето овса, наверх – колбаса, дайте кусок сала, чтобы коза встала». И хозяева давали что-то, коза вставала – прижималась ко всем, желала таким образом здоровья.

Солдаты и цыгане

Во что рядились? В лиц противоположного пола, в горбатых и беременных, в людей, которых нет рядом постоянно: в цыган, солдат, даже шаманов. Бабушки уверяли: главное – нарядиться так, чтобы тебя никто не узнал. Ряженые, как говорили на Ангаре – машкарованные, то есть в масках, являются отсылом к духам предков. В такое время, как Святки, истончается граница между мирами, и наши предки приходят к нам посмотреть, как мы тут живем. Толпа ряженых – это предки. Почему их одаривали? Почему не ругали, когда они в печку лезли смотреть, что там наготовлено? Вот именно поэтому. В некоторых местах края ряженые должны были совершить специальные действия: например, если у хозяйки плохо парили (высиживали цыплят) куры, ряженых усаживали на порог. Если дети болели, то ряженые таскали их на плечах, передавая силу предков.

Что осталось от прежних традиций в наши дни? Наверное, только то, что мы по-прежнему ходим друг к другу в гости и желаем всяческих благ. И где-то в глубине души верим, что сбудется, – сбывалось ведь у наших предков.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег
Без рубрики
24 апреля 2024
Не забывайте смотреть в небо
В реабилитационном центре для людей с ограниченными возможностями «Радуга» уже десять лет работает театральная студия. За это время инклюзивный театр
Без рубрики
24 апреля 2024
Маленький интернационал большой семьи
Национальные традиции как корни для дерева. Обруби корни, и ствол засохнет. Только зная свой национальный язык и культуру, уважая традиции