Любовь, война, измена, разлука, счастье, смех, пафос, нелепость, пошлость, подвиг – и над всем этим кружит смерть. Охотясь за своей добычей, которой всегда мало, смерть хочет схватить ее в самый неподходящий, самый счастливый момент. Но человек в силах отвоевать человека, вытащить – иногда в буквальном смысле – прямо из-под смерти…
Таково, по сути, содержание той истории, которую рассказывает спектакль со странным названием «Деликатесы».
Спектакль, в котором нет ни единой реплики – все построено на пластике: танец, маски, пантомима, пение. И, конечно, куклы, потому что это очередная премьера Красноярского театра кукол. Премьера – хоть и праздник, итог длительных репетиций, но это всего лишь начало жизни зрелища, которое может еле-еле протянуть один сезон, а может задержаться в репертуаре на многие десятилетия, как мхатовская «Синяя птица», «Малыш и Карлсон» Театра сатиры или «Необыкновенный концерт» образцовского театра.
Говорить о судьбе «Деликатесов» пока нет смысла, но сразу после рождения спектакля появилось два момента, о которых невозможно умолчать.
Первый: если создание всякого произведения есть битва за внимание зрителя (читателя, слушателя и т. д.), то авторы «Деликатесов» явно ее выиграли. Все полтора часа действа – а такая продолжительность сама по себе нонсенс для кукольного театра – внимание зрителя приковано к сцене, хотя, повторю, ни единой реплики в спектакле нет.
Второй момент: спектакль показывает новые (и, по-моему, невероятные) возможности театра кукол – причем не только как жанра, а как конкретного культурного учреждения – Красноярского кукольного театра, который в последний год заметно перерастает обозначенное в самом названии амплуа.
Можно, конечно, сказать, что актеры взяты из «одного котла» и профессиональные танцоры все сделали бы лучше, но в кукольниках (которые, по правде говоря, вообще не могут быть знакомы зрителю) заложены огромные возможности, которые «Деликатесы» позволили им реализовать. В этом и есть ценность спектакля.
Наконец, именно об этом говорит Евгений Ибрагимов, постановщик «Деликатесов» и главный режиссер Красноярского театра кукол:
– Для меня пункт номер один – педагогический момент. Актеры впервые сталкиваются с такой театральной техникой, когда есть и куклы, и маски, и живой план, и хореография, и магия. А что касается самой истории, то это своего рода коктейль из микроспектаклей, больше двадцати коротких историй. Название не связано с гастрономией, потому что деликатесы – не только еда, это вообще нечто особенное, исключительное.
Если о еде, то хоть деликатесы употребляй, хоть хлеб с водой – результат один и тот же. Сегодня время сердца, мы именно об этом говорим – о любви, об отношениях двух…
Автора, по словам режиссера, в строгом смысле нет:
– Это какие-то сны, подсмотренные истории. Получается, авторы мы все. Экипаж. Ребята приносили что-то от себя. Вообще считать, что режиссер все делает один, нелепо: в одиночку только по нужде ходят. В спектакле нет главных и второстепенных ролей, каждый отвечает друг за друга.
Ибрагимов обозначил послание спектакля так: человек рожден для счастья. Чего я, по правде говоря, не увидел. Послание в том, что человек рожден для преодоления.
Фото Александра Пустоварова