Деликатесы бытия Театр кукол разрывает амплуа

Деликатесы бытия Театр кукол разрывает амплуа

Любовь, война, измена, разлука, счастье, смех, пафос, нелепость, пошлость, подвиг – и над всем этим кружит смерть. Охотясь за своей добычей, которой всегда мало, смерть хочет схватить ее в самый неподходящий, самый счастливый момент. Но человек в силах отвоевать человека, вытащить – иногда в буквальном смысле – прямо из-под смерти…

Таково, по сути, содержание той истории, которую рассказывает спектакль со странным названием «Деликатесы».

Спектакль, в котором нет ни единой реплики – все построено на пластике: танец, маски, пантомима, пение. И, конечно, куклы, потому что это очередная премьера Красноярского театра кукол. Премьера – хоть и праздник, итог длительных репетиций, но это всего лишь начало жизни зрелища, которое может еле-еле протянуть один сезон, а может задержаться в репертуаре на многие десятилетия, как мхатовская «Синяя птица», «Малыш и Карлсон» Театра сатиры или «Необыкновенный концерт» образцовского театра.

Говорить о судьбе «Деликатесов» пока нет смысла, но сразу после рождения спектакля появилось два момента, о которых невозможно умолчать.

Первый: если создание всякого произведения есть битва за внимание зрителя (читателя, слушателя и т. д.), то авторы «Деликатесов» явно ее выиграли. Все полтора часа действа – а такая продолжительность сама по себе нонсенс для кукольного театра – внимание зрителя приковано к сцене, хотя, повторю, ни единой реплики в спектакле нет.

Второй момент: спектакль показывает новые (и, по-моему, невероятные) возможности театра кукол – причем не только как жанра, а как конкретного культурного учреждения – Красноярского кукольного театра, который в последний год заметно перерастает обозначенное в самом названии амплуа.

Можно, конечно, сказать, что актеры взяты из «одного котла» и профессиональные танцоры все сделали бы лучше, но в кукольниках (которые, по правде говоря, вообще не могут быть знакомы зрителю) заложены огромные возможности, которые «Деликатесы» позволили им реализовать. В этом и есть ценность спектакля.

Наконец, именно об этом говорит Евгений Ибрагимов, постановщик «Деликатесов» и главный режиссер Красноярского театра кукол:

– Для меня пункт номер один – педагогический момент. Актеры впервые сталкиваются с такой театральной техникой, когда есть и куклы, и маски, и живой план, и хореография, и магия. А что касается самой истории, то это своего рода коктейль из микроспектаклей, больше двадцати коротких историй. Название не связано с гастрономией, потому что деликатесы – не только еда, это вообще нечто особенное, исключительное.

Если о еде, то хоть деликатесы употребляй, хоть хлеб с водой – результат один и тот же. Сегодня время сердца, мы именно об этом говорим – о любви, об отношениях двух…

Автора, по словам режиссера, в строгом смысле нет:

– Это какие-то сны, подсмотренные истории. Получается, авторы мы все. Экипаж. Ребята приносили что-то от себя. Вообще считать, что режиссер все делает один, нелепо: в одиночку только по нужде ходят. В спектакле нет главных и второстепенных ролей, каждый отвечает друг за друга.

Ибрагимов обозначил послание спектакля так: человек рожден для счастья. Чего я, по правде говоря, не увидел. Послание в том, что человек рожден для преодоления.

Фото Александра Пустоварова

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 апреля 2024
Названы победители театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон»
Экспертное жюри подвело итоги девятого театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон». В шорт-лист вошли постановки шести театров из пяти регионов присутствия
Без рубрики
15 апреля 2024
Советы бывалого управдома
Управдом жилья на улице Вавилова Красноярска Андрей Мужщинский известен в своих кругах тем, что умеет добиваться от УК выполнения поставленных
Без рубрики
15 апреля 2024
Есть ли управа на управляющую компанию?
Приятно читать в газетах, как жители разных районов рассказывают о своих уютных дворах, скверах, придомовых территориях. Вот и я попытаюсь