Деликатная проблема Решить ее без помощи журналистов у инвалидов края не получается

Деликатная проблема Решить ее без помощи журналистов у инвалидов края не получается

Серьезный диагноз. Инвалидность. Жизнь человека, к сожалению, может кардинально измениться всего за несколько минут. И начаться совсем другая. С проблемами, о которых никогда не задумывался. Кажется слишком высокой ступенька – ногу поднять больно, а порой невозможно. Не везде проедешь на коляске. Это уже не говоря о том, что нужно находить силы на лечение или же, наоборот, на то, чтобы смириться с диагнозом. Есть и еще одна непростая задача. Научиться эффективному взаимодействию с теми представителями «системы», от которых во многом зависит теперь твое качество жизни.

 

Вынужденная отсрочка

В ноябре прошлого года мы писали о ситуации, с которой столкнулась одна из наших читательниц (статья НКК «У кого инвалиду просить помощи?», № 87 от 23.11.2018).

Ее брат, инвалид 1-й группы, нуждался в памперсах и абсорбирующих пеленках. Человек без ног, пожилой. Понятно, что без определенных гигиенических средств ему не обойтись. Но получить их не мог. При этом ничего бόльшего: ни современной инвалидной коляски, ни дорогостоящего лечения в специализированном санатории – он не требовал.

С запросом мы обратились с минздрав края, где нам пояснили: чтобы получить необходимую помощь, нужно выполнить определенные действия:

«Вначале получить направление из поликлиники по форме 088 для заполнения индивидуальной программы реабилитации инвалида. Потом обратиться с документом в бюро медико-социальной экспертизы».

По нашей просьбе специалисты из министерства здравоохранения края позвонили врачам в Тасеево. В местной больнице пообещали всяческое содействие. И вот спустя два месяца мы вновь связались с читательницей Ниной Веленцовской, которая отправила нам письмо. Оказалось, до сих пор никаких памперсов они не получили. Более того – даже документы в Канск, где работают эксперты бюро медико-социальной экспертизы, никто не отправлял.

– Я уже вообще не верю, что это произойдет, – говорит Нина Веленцовская. – Даже не думала, что так в жизни у брата получится. Он ведь в больницу никогда раньше не обращался, был здоровым человеком, при должности. А потом из-за заболевания ему отрезали ноги и сказали, что протезированию не подлежит. Да и в любом случае он просто не встанет на этот протез. Высокими протезами, если ног почти нет, даже спортсмену сложно пользоваться.

Почему же произошла такая задержка с предоставлением помощи?

– На прошлой неделе ему доделали необходимые обследования, в следующие понедельник-вторник мы отправим на МСЭК в Канск, – прокомментировала Наталья Шихта, главный врач Тасеевской районной больницы. – Мы ему делали новые анализы, потому что те, прошлогодние, уже не подходят.

Возникает встречный вопрос: инвалидность у человека уже давно. Почему же он должен через газету добиваться пачки памперсов? Оказывается, если ноги человеку отняли почти полностью – это еще не основание, чтобы предоставить ему средства гигиены.

– Памперсы и пеленки назначаются только тогда, когда у человека есть нарушение работы тазовых органов, а у него просто ноги ампутированы, – пояснила Наталья Шихта. – Врачи осматривали его, все нормально. Но сейчас мы все оформили, направим документы, там уже будут решать эксперты.

Остается надеяться на здравый смысл. Но вообще интересно: каким образом лежачий инвалид может обходиться без средств гигиены? Неужели предполагается, что каждый безногий человек имеет сиделку, которая находится рядом круглосуточно?

Анатолий Семенович и не обходится. Женщина, которая ухаживает за ним, регулярно покупает памперсы. Но не в аптеке.

– С рук покупаем, – рассказывает она. – Потому что, если покупать нормальные, в аптеке, на них 10 тысяч рублей в месяц тратить придется. Дорого очень. Мы другие берем, подешевле и поменьше размером. Машинкой швейной сшиваем по две штуки. Лейкопластырем подклеиваем. Все равно расползается, но что поделаешь.

Подводят поставщики

Судя по обращениям наших читателей, даже уже с оформленными по всем правилам документами получить средства гигиены бывает непросто.

Подтверждение тому – недавний звонок в редакцию читателя из Верхнего Ингаша с той же проблемой. Памперсы необходимы его дочери, 10-летней Ксюше, имеющей инвалидность.

– Уже два года подряд в 4-м квартале их просто не выдают, – говорит читатель. – Мы ничего не получили. В прошлом году приобрели памперсы на собственные деньги, потратив 3 тысячи рублей. По закону нам должны были возместить затраты. Выдали только 800 рублей. Сказали, что возмещать по рыночной стоимости не обязаны.

В ответ на обращение НКК в Красноярском региональном отделении Фонда социального страхования РФ пояснили:

«В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» в случае, если предусмотренные ИПРА технические средства реабилитации не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее ТСР за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного ТСР, но не более стоимости соответствующего ТСР, предоставляемого уполномоченным органом в установленном порядке». Проще говоря, по какой цене были закуплены памперсы фондом, такую стоимость он и готов компенсировать. Но почему же в законе именно так? Ведь очевидно, что закупки проходят по более низкой, чем розничная, цене. Это автоматически перекладывает часть расходов, пусть и непостоянных, на родителей ребенка. А ведь ему наверняка нужны не только памперсы.

Что касается поставок, то поставщика выбирают на торгах в соответствии с ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Кто предложил более низкую цену, тот и победил. А вот насколько ответственно он впоследствии отнесется к исполнению своих обязанностей, предугадать не всегда возможно. «Развоз осуществлялся по всей территории Красноярского края в пределах объемов контракта, а до них просто не доехали», – объяснили в фонде.

Не были предоставлены памперсы и за 3-й квартал 2018 года. Сейчас их уже не привезут, потому что законом «не предусмотрено обеспечение ТСР в натуре за прошлый период, только выплата компенсации за самостоятельное приобретение». Что касается дальнейшего обеспечения, то «в конце декабря 2018 года состоялись аукционы и были определены организации, которые будут производить адресную поставку указанных изделий в 2019 году. На сегодняшний момент контракты находятся на стадии подписания. После подписания контрактов и проведения проверки качества подгузников, предлагаемых к поставке, будет начат развоз. Учитывая протяженность территории Красноярского края, инвалиды, состоящие на учете в филиалах отделения фонда, будут обеспечены подгузниками в течение февраля 2019 года».

У меня нет юридического образования, но я знаю, почему наши законы именно такие. Потому что их пишут и принимают те, у кого не было подобных проблем со здоровьем, кто никогда не лежал в мокрой постели несколько часов. А его родные не мучились вопросом, что купить в первую очередь: лекарства, памперсы, еду? – на все сразу денег не хватит. При этом мы живем в стране, которая поднимает в космос современнейшие ракеты. Планирует полет на Марс. Собирается избавить человечество от наследственных заболеваний, откорректировав ДНК. Так неужели такая простая задача, как своевременное обеспечение инвалидов средствами гигиены, нам не по силам? Неужели склеивать памперсы лейкопластырем – это все, что мы можем предложить им?

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?
Буквально за последние несколько лет мы стали свидетелями беспрецедентных по масштабу работ по реставрации – вначале в Енисейске, а потом
Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света