Этим летом в Красноярском крае произошло много событий чрезвычайного характера. Лесные пожары, наводнения, взрывы на военном складе под Ачинском – все это требовало оперативной реакции спасательных служб, своевременного оповещения, а подчас и эвакуации людей. В целом можно дать удовлетворительную оценку этой работе. Вместе с тем проблем у спасателей остается немало. К ним можно причислить недостаточную оснащенность техникой, изношенность зданий и многое другое, что влияет на эффективность оказания помощи населению.
Комитет по безопасности и защите прав граждан Законодательного собрания совершил рабочую поездку на юг края. Народные избранники оценили модернизацию системы оповещения граждан о ЧС и оснащение Шушенской спасательной станции.
Запас прочности
В Шушенском председателю комитета Анатолию Самкову продемонстрировали работоспособность автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны. Для этого была включена сирена, передана звуковая информация о технической проверке. Анатолий Керзик, глава Шушенского района, и Евгений Мусс, заместитель руководителя агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности края, показали и работу единой дежурной диспетчерской службы.
Затем Анатолий Самков посетил Шушенскую спасательную станцию КГКУ «Спасатель». В зону ее ответственности входят территории Шушенского и Ермаковского районов. Основные задачи – оперативное реагирование на ЧС, обеспечение безопасности и охрана жизни людей. Среди направлений деятельности – оказание помощи пострадавшим, проведение поисково-спасательных работ, подъем затонувших объектов, ликвидация ледовых заторов. На 1 сентября нынешнего года спасатели совершили 19 выездов на происшествия, были спасены семь человек, найдены двое погибших.
В числе острых проблем – нехватка техники, оборудования и снаряжения (всего 63 % от необходимого). Так, оснащение водолазным оборудованием составляет 17,7 %; альпинистским снаряжением – 19,2 %; средствами обнаружения пострадавших – 68,4 %; переносными электростанциями, пилами, кувалдами, топорами – 41,4 %; прицепной техникой – 48,3 %; автотранспортом – 75 %; плавсредствами – 84,2 %. Лишь снегоходной техникой станция оснащена на 100 %.
Новые требования
Директор КГКУ «Спасатель» Александр Кобец отметил, что за последние два года благодаря поддержке и вниманию краевого парламента ситуацию удается улучшать, обновлять материально-техническую базу.
– У спасателей пять форм одежды, только летней два вида, еще есть зимняя, демисезонная. А обуви – семь видов. Ребята экипированы на сто процентов, – рассказал Александр Васильевич.
Еще один важный вопрос – состояние здания станции. Оно было возведено в 1962 году без проекта, срок эксплуатации – 57 лет. В нем нет помещения под специализированный учебный класс, отсутствует возможность проводить физическую подготовку. Для хранения техники и плавсредств требуется монтаж системы отопления. Складские помещения не соответствуют предъявляемым требованиям.
Штат станции 12 человек, в том числе 10 спасателей. Александр Кобец сказал, что для нормального функционирования службы необходимо довести численность каждой дежурной смены до пяти человек из расчета их круглосуточного дежурства при пятисменном режиме работы. Это нужно для качественного и своевременного проведения поисково-спасательных работ на акваториях, в таежной местности и при ДТП.
Оценка ситуации
В Шушенском состоялось заседание за круглым столом, на котором рассматривался вопрос модернизации автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны края.
С основным докладом выступил Евгений Мусс, заместитель руководителя агентства по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности региона. Он сообщил, что действующая на территории система была создана в 1985 году. Она уже устарела, не удовлетворяет современным требованиям, аппаратура выработала свой ресурс, к тому же имеет малый эффективный радиус действия.
Модернизация началась с 2015 года. Сначала работы проводились в Ачинске на общую сумму 28,15 млн рублей. В 2017 году прошел модернизацию пункт управления Красноярска (за счет бюджета города). В 2018 году созданы местные системы оповещения в Норильске и Канске (за счет муниципальных бюджетов). В 2019 году проведена реконструкция сегмента системы в Шушенском районе на деньги краевого бюджета (9,98 млн рублей), а также модернизация краевого пункта управления (3,55 млн рублей).
Дальнейшая работа планируется в три этапа. Первый этап (2020–2021 годы) включает в себя реконструкцию системы в оставшихся зонах экстренного оповещения – это Ачинск, Канск, Минусинск, Богучанский и Ермаковский районы. В рамках второго этапа реконструкция пройдет в городах и районах с большим количеством населения, в рамках третьего – во всех оставшихся муниципальных районах края.
О состоянии местной системы оповещения населения Шушенского района и ее функционировании сообщил глава территории Анатолий Керзик. С докладами также выступили другие участники заседания.
Подвел итоги Анатолий Самков. Он отметил, что оценка ситуации была значимой, разговор – содержательным. Комитет рекомендует правительству края продолжить работу по модернизации системы оповещения населения, а также рассмотреть возможность выделения дополнительных дотаций муниципальным образованиям для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Главам территорий предлагается проработать вопрос создания и поддержания в постоянной готовности местных автоматизированных систем оповещения населения.
Анатолий САМКОВ
председатель комитета по безопасности и защите прав граждан Законодательного собрания края
В Шушенском, благодаря финансированию из краевого бюджета, создана современная система оповещения. На базе единой дежурно-диспетчерской службы района установлена специальная аппаратура, которая самостоятельно или при помощи оператора включается в случае угрозы чрезвычайной ситуации. Система работает всего несколько недель, тем не менее имеются вопросы по ее дальнейшей эксплуатации. Речь идет об обучении и переобучении персонала, необходимости периодических проверок высокотехнологичной аппаратуры – она требует наладки, постоянного контроля за работоспособностью. В этой части существуют проблемы, связанные с дотационными территориями, где у муниципалитетов мало денег, как, например, в Шушенском. Требуются финансы.
Мы констатировали, что соответствующие краевые структуры должны активизировать свои усилия по масштабированию создания этой системы во всех территориях региона. По информации специалистов, Красноярский край в этой части в числе отстающих даже в Сибирском федеральном округе. Главное наше богатство – это люди. Их безопасность должна быть в приоритете.