Дело Деточкина загибается на глазах

Дело Деточкина загибается на глазах
Фото Олега Кузьмина

Недавно представители организаций, объединяющих страховые компании, подняли информационную волну в интернете: скоро, мол, следует ожидать увеличения количества краж автомобилей – их якобы будут воровать, чтобы разбирать на запчасти, так как последние в связи с санкциями подорожают.

Наша редакция считает такие заявления безответственными и преждевременными. Мы не исключаем, что они делаются ради того, чтобы под шумок поднять страховые тарифы.

Руководство отдела по раскрытию угонов и краж автотранспорта управления уголовного розыска ГУ МВД по Красноярскому краю так прокомментировало эти вбросы:

 Не надо нагнетать панику. Пока никакой тенденции к увеличению числа угонов авто не наблюдаем. Напротив, в последние годы отмечаем стабильное снижение количества таких правонарушений. Мы работаем, постоянно следим за ситуацией. Будет рост – будем реагировать, у нас есть силы и опыт для раскрытия подобных преступлений.

И все же мы решили поговорить подробнее на эту тему. Машины ведь угоняли и угоняют не только в период кризисов. Узнали статистику. Попросили советов – как минимизировать риск угона.

Кража – это не угон

 Прежде всего надо разобраться с терминами, потому что для обывателя любое присвоение автотранспорта злоумышленниками – это угон. Между тем есть две разные статьи УК. 166-я – угон транспортного средства без цели хищения: сели, покатались, бросили. Этим в основном занимаются несовершеннолетние.

Бывает, и вполне взрослые люди, когда выпили и тянет на приключения. Если через 10 дней автомашина не найдена, то дело переквалифицируется в 158-ю статью – кража. Автомобиль – такое же имущество, как телевизор или кошелек, и, если его украли, дело возбуждается именно по этой статье Уголовного кодекса, – объяснил заместитель начальника отдела подполковник полиции Максим Боровых.

Он рассказал, что статистика работы отдела ведется по трем направлениям: угоны автомашин, кражи автомашин, угоны и кражи автотранспорта (под эту категорию попадают мотоциклы, квадроциклы, снегоходы и даже моторные лодки). По всем трем позициям в последние 5–6 лет идет стабильное снижение. И очень заметное – в разы.

Если в двухтысячных годах в крае ежегодно возбуждалось более тысячи дел по кражам автомобилей, то в 2020 году – 239 таких дел. В прошлом – 225.

По итогам 2021-го процент раскрываемости краж автотранспорта – 57,3. Годом ранее было 45 процентов. А в двухтысячных – 10–15. Раскрываемость угонов сегодня – более 90 процентов.

 Но статистика по таким преступлениям – вещь лукавая, – объясняют сыщики. – В нашей практике бывает так, что автомобиль мы нашли, а самих угонщиков – нет, и преступление остается нераскрытым. А еще мы раскрываем преступления прошлых лет. Бывает, задержали группу, дело расследуется. Оно может и не уйти в суд в этом году. Значит, не попадет и в списки раскрытых. На следующий год – тоже не попадет, потому что оно прошлогоднее.

Мы спросили, какие машины пользовались у похитителей наибольшей популярностью раньше и какие сейчас.

Еще несколько лет назад массово воровали иномарки средней ценовой категории. Под разбор, под перебитие номеров для последующей продажи.

Злоумышленники покупали разбитую машину за копейки, им нужны были только номерные агрегаты и документы. Потом угоняли под эти документы такой же автомобиль, вырезали из агрегатов старой машины пластины с номерами и вваривали их в похищенную.

Авто продавали. Эксперт, конечно, может определить, что номер переварен или перебит, но до него не всегда дело доходит. Такие случаи сегодня единичны.

– Еще лет 7–10 назад популярны были угоны дорогих машин – «Крузеров» и «Лексусов», например. Они уходили из края, – рассказывает подполковник Боровых. – Мы задержали группу, которая этим промышляла. Дорогие авто увозились в Питер, в Москву, другие города. Собирали их потом по всей России. Уже, конечно, с измененными номерными агрегатами. Сейчас такого нет.

За прошлый год из дорогостоящих, наверное, один «Лексус LX» был украден. Наши сотрудники нашли его. Года три уже как мы победили такой «бизнес» – украсть машину, а потом у хозяина требовать выкуп за нее. Всех этих «возвратчиков» поймали и посадили. Задержали преступные группы, из-под которых они работали.

Профессиональных группировок из местных жителей, промышляющих угонами, в крае сейчас нет, уверяют сыщики. Обезвредили всех. Кто-то сидит, кто-то освободился, завязал и находится под пристальным вниманием полиции.

– Вся эта местная публика у нас на контроле, – говорит подполковник. – Мы на протяжении многих лет практически ежегодно сажали по три группы. Сейчас кражами занимаются в основном заезжие. Нам удается всех установить. Серийных преступлений тоже практически нет. Недавно, правда, взяли две группы, которые промышляли кражами снегоходов и квадроциклов, причем одна воровала их с территории предприятий. Раскрыли дело группы, которая специализировалась на кражах из гаражей, всего доказано 30 эпизодов, из них восемь – кражи автотранспорта.

Востребованные «ведра»

Специалисты рассказали, какие авто воруют сейчас чаще всего. Вы будете смеяться, но в основном это старые советские легковушки. Очень популярны ВАЗы каких-нибудь «мохнатых» годов – от 70-х до двухтысячных. Потому что они меньше всего защищены. Точней, никак. Люди думают: да кому она нужна, моя старая колымага? А это – самая легкая добыча для подвыпившей молодежи, угоняют чисто покататься.

Также легкая добыча – старые, брошенные во дворах машины, которые стоят там месяцами и годами.

Приходит в угро хозяин: «У меня машину украли». – «Когда?» – «Не знаю. Три месяца стояла, а сейчас нет».

Такой автохлам чаще всего увозят на металлолом. 8–10 тысяч для какой-нибудь шпаны – тоже деньги. Грузовики на металлолом утаскивают! За полтора последних месяца жулики украли ЗИЛ, газик и КамАЗ. Сыщики их поймали.

Блокируйте педали!

Как обезопасить свое авто от угона? Стопроцентно – никак, – разочаровали нас специалисты. Если воры захотели украсть конкретную машину – ты ее хоть колпаком накрой, украдут. Увезут на эвакуаторе.

 Но это не значит, что на автомобиль не надо устанавливать сигнализацию. Надо! Сейчас есть очень хорошие системы последнего поколения. В специальных сервисах вам подскажут марки. Но такая сигнализация и стоит соответственно. Только попросите у мастеров, чтобы они электронный блок не ставили на привычное место, куда угонщики первым делом лезут, а воткнули его в какой-нибудь потайной закуток автомобиля. Пусть вор ломает голову. Может, и передумает угонять.

По-прежнему актуальны всякие механические антиугонные средства. Тайные краники, перекрывающие топливо, всяческие блокираторы на руль, коробку передач, педали. Как правило, угонщик не будет со всем этим заморачиваться, тратить время, что-то пилить. Зачем ему привлекать внимание? Если можно пойти в соседний двор и там найти такую же машину без всяких хитрушек.

Значительно сократить количество угонов можно, если массово оснастить весь город, каждый двор видеокамерами. Мы должны к этому стремиться.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского