Дело – крышка Как похоронные агентства борются за свое место под солнцем

Дело – крышка Как похоронные агентства борются за свое место под солнцем

– Приходит ко мне бабушка и говорит: «Похорони моего деда за две тысячи», – рассказывает хозяйка одного из ритуальных агентств. – Я у нее спрашиваю: «А что случилось? Почему за две?» – «А я все гробовые в морг отдала – 19 тысяч». Нет, вы представляете! 19 тысяч! – возмущается предприниматель, которая наотрез отказалась называть свое имя. – Ну, я побежала в морг и 11 тысяч старушке выбила – это ведь деньги ни за что! А сколько людей не знают, что их бессовестно обирают!

За гранью

Ситуация, описанная хозяйкой «похоронки», печальна и типична. Ритуальный бизнес был и пока что остается сферой интересов, за которые борются очень серьезные силы. Дело, конечно, не такое рентабельное, как добыча нефти, но весьма стабильное. Что бы ни произошло, люди умирать не перестанут. И все мы – в свой черед – клиенты похоронных агентств. Именно поэтому на кладбище так неспокойно: в погоне за тем самым «клиентом» компании идут на то, что для нормального человека – за гранью добра и зла.

«Умерла бабушка, – читаем на одном из красноярских форумов. – Вызвали скорую и полицию. После приезда скорой тут же приходит парень. Ну, мы, естественно, с мыслями, что он из полиции (никуда же больше не звонили), проводим его в комнату. Он посмотрел и сказал: «Все понятно. Пройдемте на кухню». Мы, конечно, пошли, думаем, может, какие бумаги заполнить. Он обращается к моему отцу (умерла его мать), достает бланк и начинает спрашивать: «А когда похороны? А какой гроб?» Естественно, человек в шоковом состоянии, мало чего соображая, пьет валерьянку и начинает ему как-то отвечать. Я говорю: «А вы не обнаглели?! Тело еще даже в морг не увезли, а вы уже деньги вымогаете!»

– Вы просто не представляете степень наглости этих товарищей! – рассказывает Сергей Грабенко, директор ООО «Ритуальные услуги», он единственный не боится называть себя – с произволом в похоронном деле борется с 2009 года, именно он организовал два пикета похоронщиков. – Врут безбожно – они ведь и судмедэкспертами представляются.

Главный вопрос, который при этом волнует родственников, – откуда коммерческие компании узнают, что в доме человека случилось несчастье? Ответ на него прост и в принципе ожидаем – данные передают те органы, которым вы сообщаете о своем горе. На каком именно этапе происходит утечка информации? По наблюдениям Сергея, уже через 20–40 минут после вашего звонка в дверь постучат.

Обдираловка в морге

То, что одновременно с врачами и полицией в дом к людям, раздавленным горем, приходят продавцы услуг, обескураживает. Но это еще не самое страшное. Борьба за клиента продолжается и там, где, казалось бы, вообще хоть какая-то коммерческая деятельность неуместна, – в морге.

На форуме читаем:

«В регистратуре морга парень всем сообщает, что у трупа открылся один глаз, или рот скривился, или волосы немытые и надо мыть, и кивает на дверь, перед которой громадная очередь. На двери табличка «Общественная организация «Память». Бесплатные консультации». Отстояв очередь, родственники умерших узнают от двух девушек, что бесплатно труп только помоют, за остальное надо платить деньги согласно прайсу. При просьбе родственников посмотреть умершего, чтобы узнать, действительно ли открылись глаза, девушки сообщают: проходить в морг нельзя. Считай, занимаются обычным вымогательством. Умерший в неприглядном виде, посмотреть нельзя, платите деньги. Тот, кто деньги не платил, дефектов названных не увидел».

– Есть такое понятие – «туалет умершего», – объясняет Сергей Грабенко. – Это когда его нужно побрить, постричь ногти… Сразу скажу, в полном объеме это нужно далеко не всем. И до 2004 года такие услуги предоставлял сам морг – за вполне приемлемые 3–5 тысяч. Сейчас все делает другая организация, и это обходится родственникам в заоблачные 15–25 тысяч. Причем людей вынуждают платить за то, что и так за них сделал морг! Своих клиентов я предупреждаю: в морге не нужно отдавать ни копейки. И если вдруг – в нарушение законов – их умершего не подготовят должным образом, мы просто напишем жалобу в минздрав!

Загадочная фирма

Организация, оказывающая населению только консультационные услуги, волшебным образом арендует площадь в муниципальном учреждении здравоохранения. В нее входят несколько компаний, которые выезжают на дом к родственникам чаще и быстрее других.

– Мы очень хотим войти в состав этой КРОО, – делится планами Сергей Грабенко. – Несколько раз пытались, но нам отказывали под незначительными предлогами. Сейчас мы подготовили юридически безупречный документ, и, если не получится в этот раз, уже с этим отказом однозначно пойдем в суд.

По факту общественная организация является монополистом – находится в непосредственной близости к моргу, а это значит, имеет неоспоримые преимущества, как говорят антимонопольщики, «перед другими хозяйствующими субъектами». Вот это и подвигло «субъектов» выйти на пикет.

Сам факт такого мероприятия в городе говорит о том, что конкуренция на этом рынке есть, уверен Евгений Лужбин, заместитель руководителя Красноярского УФАС России.

– Но их борьба, на мой взгляд, уникальна, – добавляет он. – Все хотят одного – попасть к моргу поближе.

А что закон?

– Наличие рядом с моргом любых организаций имеет последствия: кто ближе, тот и активнее оказывает услуги. Люди приходят за телами близких в морг и, как правило, там же заказывают услугу похорон. И вот эти два вида услуг очень тесно связаны, – объясняет Евгений Львович. – Мы убеждены, что у моргов, больниц, судмедэкспертизы не должно быть вообще никаких организаций! Эти услуги морги способны оказывать сами – у них есть санитары, которые все равно такую работу делают – и почему бы им не зарабатывать? Почему они должны с кем-то делиться? В рамках законодательства это возможно и, на мой взгляд, целесообразно и оправданно.

Именно это, по мнению ФАС, поможет выбить с рынка недобросовестных конкурентов, ведь если компания ведет коммерческую деятельность, никто не мешает ей построить свой морг, получив соответствующее разрешение.

Красноярское УФАС давно интересуется вопросом: первым в стране – с 2000 года – пытается разрушить монополию муниципальных предприятий на скорбном рынке. До 2008 года Красноярское УФАС выносило решения, но суды их опротестовывали, и только в 2008 году в Высшем арбитражном суде удалось доказать правоту нашего управления – и с тех пор понемногу началось устранение монополии. Практика была распространена по всей стране, в результате появилось много конкурирующих фирм на этом рынке.

В прошлом году были выявлены многочисленные сговоры между органами власти и хозяйствующими субъектами, создающие приоритет одним компаниям в ущерб другим. Также выявлены сговоры между больничными учреждениями, которые имеют морги.

– Если в районах края удалось разрешить эту ситуацию, получилось устранить из моргов районов и ЦРБ всех хозяйствующих субъектов, и они на равных условиях пытаются конкурировать между собой, то в Красноярске ситуация сложнее, – говорит Евгений Львович. – Правда, после того как заработает новый закон, мы сможем урегулировать ситуацию – и в Красноярске в первую очередь, потому что на него смотрит весь край.

Новый документ давно был необходим – изданный в 1996-м закон «О погребении и похоронном деле» даже с учетом внесенных поправок содержит, по словам Евгения Лужбина, ряд системных пробелов. В нем не описано взаимодействие хозяйствующих субъектов в условиях конкуренции. Новый закон, который прошел в Государственной думе первое чтение и по прогнозам может быть принят в начале 2014 года, восполняет эти пробелы и – самое главное – вводит норму, в соответствии с которой на территории морга не может быть сторонних организаций, даже общественных.

– Ритуальный бизнес, конечно, важен, ведь все люди с этим сталкиваются, – говорит Евгений Львович. – Причем все проходят тяжело. И создать более или менее комфортные условия должно в первую очередь законодательство, во вторую – органы, которые обязаны обеспечить правопорядок, в том числе и мы.

ПРОЕКТ ЗАКОНА

Будет запрещено

В проект нового закона впервые введено понятие «профессиональная похоронная этика». В соответствии с ней запрещается (и, соответственно, карается):

– воспрепятствование исполнению волеизъявления умершего, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

– воспрепятствование свободе выбора потребителей ритуальных услуг;

– предоставление недостоверной информации о порядке организации похоронного дела и предоставления ритуальных услуг, в том числе об их стоимости, а также непредоставление лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, иным законным представителям умершего информации о гарантированном перечне услуг по погребению в соответствии с требованиями настоящего федерального закона, иными нормативными правовыми актами;

– обращение к лицам, понесшим утрату, с предложениями о предоставлении ритуальных услуг;

– навязывание населению ритуальных услуг и товаров, а также религиозных и иных обрядов и символики, музыкального сопровождения, не соответствующих волеизъявлению умершего;

– нарушение установленных границ участков для захоронения;

– получение должностными лицами и дача должностным лицам, имеющим в силу своих должностных обязанностей доступ к информации о фактах смерти граждан, указанной информации.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 апреля 2024
Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»
За свою сравнительно недолгую историю Сибирский федеральный университет сумел стать интеллектуальным центром региона. Но лидерство требует постоянного движения вперед. Иначе
Без рубрики
16 апреля 2024
Названы победители театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон»
Экспертное жюри подвело итоги девятого театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон». В шорт-лист вошли постановки шести театров из пяти регионов присутствия
Без рубрики
15 апреля 2024
Советы бывалого управдома
Управдом жилья на улице Вавилова Красноярска Андрей Мужщинский известен в своих кругах тем, что умеет добиваться от УК выполнения поставленных