Наша страна готовится отметить один из самых молодых государственных праздников. 12 июня 1990 года первый Съезд народных депутатов принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, а праздником этот день стал ровно через два года по постановлению тогдашнего парламента. Название имел соответствующе длинное – День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации. Осенью 1992-го были внесены соответствующие изменения в Кодекс законов о труде, и день стал нерабочим.
Россия последней из союзных республик объявила о своей независимости, поэтому 12 июня стало последним шагом в ликвидации СССР, завершившемся Беловежским соглашением, подписанным Ельциным, Шушкевичем и Кравчуком в декабре 91-го.
Кроме того, 12 июня отмечено тем, что в этот день в 1991 году избрали первого российского президента.
Довольно долгое время праздник не воспринимался из-за длинного названия, а главное – народ, хоть и был рад лишнему выходному, не понимал, что, собственно, ему предлагают праздновать. Борис Ельцин сделал попытку придать торжественной дате обновленный смысл и в 1998 году (напомним – год дефолта) предложил назвать 12 июня Днем России, т. е. чем-то вроде нового дня рождения страны. Особых перемен в массовом сознании предложение не вызвало, людям было не до того – шла война в Чечне, а на остальной территории – передел собственности с сопутствующим разгулом криминала, массовым закрытием предприятий, обнищанием подавляющего большинства и обогащением ничтожного меньшинства.
Тем не менее в этот день местные власти по всей стране устраивали народные гуляния, с фейерверками в столицах и еще кое-где, благодаря чему 12 июня не было окончательно забыто массами.
По-настоящему праздничный смысл дата начала обретать совсем недавно, буквально в последние два года. В этот период стало окончательно ясно, что среди бывших «республик-сестер» только Россия может позволить себе подлинную независимость, а об остальных – за исключением Армении, Казахстана и Белоруссии – в этом смысле даже говорить неудобно. Особенно о самой большой и некогда близкой «сестре».
Также в этот день полезно вспомнить, что Советский Союз был уникальной, невиданной в истории империей, поскольку уровень жизни в «метрополии» ощутимо, а иногда на порядок отставал от уровня жизни в «колониях». Сколько бы еще Россия могла тащить на себе такой груз – вопрос хоть и риторический, но вполне ясный: недолго. Однако, последними отказавшись от союзных обязательств, мы видим, что по большому счету ничего не потеряли. Россия остается крупнейшей в мире, многонациональной страной, единственным на постсоветском пространстве мировым игроком – а не игрушкой, как большинство прочих, – по-прежнему обладающей несметными природными богатствами, мощным промышленным и интеллектуальным потенциалом (который, конечно, хорошо бы перевести из потенции в нечто актуальное и для всех убедительное).
Популярная в начале нулевых пословица «Кто не жалеет о распаде СССР – не имеет сердца, кто мечтает его возродить – не имеет мозгов» подтверждается жизнью с возрастающей убедительностью. Нынешний День независимости – это еще и повод вздохнуть свободно, поскольку трагические тяготы развода теперь очевидно позади, а впереди – другая жизнь: какая – неизвестно, но другая.
Поэтому 12 июня есть что праздновать – межнациональный мир прежде всего, который надо беречь изо всех сил, а также патриотизм, который вместо «последнего прибежища негодяев» (так любили говорить в 90-е) начинает обретать подлинный смысл.
Нынешний День независимости – это еще и повод вздохнуть свободно, поскольку трагические тяготы развода теперь очевидно позади, а впереди – другая жизнь: какая – неизвестно, но другая.