В конце августа тихая речка Оя вышла из берегов. Дома, стоящие у самой воды, оказались залиты чуть ли не до крыши. Вещи и животных спасали на лодках. За два дня, что стояла вода, во многих домах разошелся фундамент, насквозь отсырели стены, вместе со штукатуркой обвалились обои.
От наводнения в Ермаковском районе края пострадало 178 подворий. Письмо в редакцию газеты «Наш Красноярский край» написали жители улицы Курнатовского села Ермаковского. Люди жаловались на бездействие властей и просили: «Не оставьте нас один на один с бедой».
Когда мы приехали в Ермаковское, о наводнении напоминали лишь промоченные насквозь дома. Жители районов подтопления активно просушивали свои квартиры, наводили порядок в огородах, выкапывали «еле живую» картошку. Многие остались ни с чем: во время наводнения уплыли дрова, сгнили овощи, пришла в негодность одежда.
В местной администрации пообещали посильную помощь. Глава сельсовета кинул клич среди индивидуальных предпринимателей и жителей района. Кто привозил бутилированную воду, кто картошку и одежду. Анатолий Шугалеев – глава администрации села Ермаковского лично развозил помощь пострадавшим, но понимал – для поднятия утраченного хозяйства требуется гораздо больше средств, которых в сельсовете нет. Небольшой резервный фонд потратили на откачку воды и септиков после потопа, подвоз питьевой воды, организацию питания.
– Нет у нас средств на приобретение домов для пострадавших, и муниципальное жилье отсутствует, – констатировал Анатолий Шугалеев.
В районной администрации уверяли: без помощи никто не останется. Глава Ермаковского района Михаил Виговский и руководитель управления социальной защиты населения Марина Синеокова срочно готовили документы для отправки в правительство края: в регионе действует долгосрочная целевая программа по оказанию помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. К ним относится и стихийное бедствие.
Помощь оказали, но небольшую – кому дали 8 тысяч рублей, кому 10 тысяч, – говорит одна из пострадавших села Ермаковского Светлана Шевырева. – Я на эти деньги тахту купила, потому что старая мебель вся отсырела, спать негде было. Развозили овощи по дворам. Мне достались два мешка капусты, а картошки не хватило. Теперь езжу покупаю ее в Минусинске.
Все бы ничего, говорит Светлана Константиновна, да вот дом так и не просох – бревна впитали влагу, мокрые до самого потолка. Пришлось одну комнату закрыть, живет пенсионерка на кухне.
Ермаковцы, оказавшиеся в зоне затопления, ждут помощи, которая идет из краевого центра.
В региональном правительстве перед нами отчитались: еще 27 ноября внесены изменения в долгосрочную целевую программу «Социальная поддержка населения Красноярского края», а через 10 дней миллион рублей был перечислен в Ермаковский район.
– Ждем поступления средств со дня на день, – признался глава района Михаил Виговский. – Надеемся, что до конца 2013 года мы все-таки выдадим деньги пострадавшим от затопления.
Руководитель управления социальной защиты населения Марина Синеокова отмечает: части пострадавших помощь уже оказана по различным программам. Разброс от 8 до 15 тысяч рублей – в зависимости от нанесенного стихией ущерба.
В списках на получение средств из миллиона, выделенного краевым правительством, осталось 93 человека. По условиям целевой программы могут дать не больше 10 тысяч рублей в одни руки. Доплату (до предельной 10-тысячной суммы) получат и финансировавшиеся из резервного фонда. Так что подарок к Новому году может ждать 131 подворье.
И все же проблема подтопления жилья в Ермаковском районе так и не снята. Жители прибрежных домов уже сегодня со страхом глядят в будущее. Ведь наводнение может произойти и в следующем году, а тогда история с огородом и деревянным жильем повторится.
– Мы еще осенью предлагали переселить пенсионеров из зоны затопления, – говорит жительница улицы Курнатовского Елена Митина. – Здесь жить невозможно.
Дом Елены Митиной стоит ближе всех к реке Оя и во время разлива оказался поврежден больше других. Уже тогда женщина со своей престарелой матерью перебрались на квартиру подальше от воды. Сейчас, говорит Елена, сельсовет выделил ей на два года временное жилье в бараке посреди поселка, а в районной администрации пообещали участок и лес для строительства нового дома. Женщина таким положением дел довольна.
С людьми, которые желают строить новые дома, мы договорились, что в начале следующего года они придут в администрацию для оформления земельных участков, – говорит Михаил Виговский. – В зиму никто не строится. Так что к весне и землю, и лес желающим выделим. Но вопрос с подтопляемыми домами остается открытым. По законодательству мы не имеем права изъять у владельца старый дом в опасной зоне. И может получиться так, что, построив новое жилье, старое хозяин продаст. Около реки снова будут жить люди и снова станут пострадавшими от стихии.
Сейчас администрация договаривается с жителями подтопляемых районов в устной форме: мол, построят новые дома, старые разберут. Но слово не печать, законной силы не имеет.
Более 170 тыс. рублей матпомощи получат жильцы подтопленных домов в Ермаковском районе
В Ермаковском районе вышедшая из берегов река подтопила поселок Танзыбей
В с. Ермаковское из-за паводка введен режим ЧС, проводится эвакуация населения