Деньги будут? Краевые власти обсуждают весеннюю корректировку бюджета

Деньги будут? Краевые власти обсуждают весеннюю корректировку бюджета

В мае прошлого года президент России Владимир Путин подписал ряд указов. Призванные решать ключевые проблемы общества, а оттого требующие больших финансовых вливаний, они стали серьезным испытанием на прочность для региональных бюджетов. Так, Красноярскому краю для достижения показателей, установленных Федерацией в этом году, требуются дополнительные средства. В Законодательном собрании сегодня рассматривается проект закона о внесении изменений в краевой бюджет. Грозит ли нам увеличение и без того серьезного дефицита? Об этом рассказывает первый заместитель губернатора – председатель правительства Красноярского края Виктор ТОМЕНКО.

Бюджетная мобилизация

– Весенние изменения бюджета – вещь традиционная, она связана с особенностями бюджетного планирования: нужно отразить остатки на счетах по итогам года, поступившие средства на целевые программы из федерального бюджета и так далее. То есть природа этих корректировок всегда одинакова, но каждый год возникают какие-то особенности. В 2009-м это был кризис, и расходы бюджета пришлось значительно оптимизировать, в 2011-м возобновился рост экономики, и по итогам первого квартала стало понятно, что у нас будут дополнительные доходы, которые мы распределили между самыми проблемными точками практически во всех сферах социально-экономической жизни края. В прошлом году уточнения бюджета были связаны главным образом с решением губернатора о 20-процентном повышении фондов оплаты труда некоторых категорий бюджетников. Нынешние изменения в бюджете основаны на том, что нам нужно откорректировать свои планы и возможности, поскольку теперь мы точно можем посчитать те расходы, о необходимом объеме которых при принятии бюджета в прошлом году могли только предполагать.

_DSC9098.JPG– Прежде всего речь идет о майских указах президента?

– Да, после вступления в должность президент сформулировал органам власти около 40 задач, касающихся самых важных направлений развития страны. В социальной части это прежде всего повышение заработной платы работников бюджетной сферы, повышение доступности дошкольного образования и доступности жилья. Кроме того – решение проблем инвалидов, детей-сирот, повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг… Из целого перечня важнейшими и наиболее финансово емкими для Красноярского края являются, конечно, повышение зарплат бюджетникам, ликвидация очереди в детсады и борьба с ветхим и аварийным жильем.

– Но ведь они были озвучены еще в середине прошлого года. Почему сейчас они стали основой для серьезной корректировки бюджета?

– Подписанные указы определили только основные направления для работы и сроки, к которым мы должны были достичь ряда показателей. И, конечно, при формировании бюджета на 2013–2015 годы мы учитывали средства на реализацию указов. Но поскольку четкого понимания темпов этой работы на момент утверждения бюджета 2013 года у нас не было, предполагалось, что мы поэтапно будем двигаться в заданном ключе, чтобы постепенно выйти на показатели, предусмотренные поручениями президента. Уже после принятия бюджета, в самом конце года, Федерацией были утверждены «дорожные карты», которые предусматривают ускоренные темпы достижения показателей. Мы внимательно их изучили и пришли к выводу, что требуются дополнительные средства.

Лучше быть богатым и здоровым

– Красноярский край – регион-донор. В этой связи окажет ли Федерация поддержку нашему бюджету для реализации президентских указов?

– На реализацию этих указов федеральный бюджет выделил регионам 100 млрд рублей. 60 из них уже распределены, и 1,6 млрд предназначено Красноярскому краю. Мы их получим в течение этого года, эти деньги уже запланированы в бюджете. Понятно, что дотационным регионам в этом плане чуть проще – эффективность исполнения ими указов напрямую зависит от федеральных средств. Но такие территории ограничены по уровню бюджетной обеспеченности, в свободе принятия решений, а это очень важно для эффективного развития. Красноярский край – самодостаточный субъект Федерации, и это огромный плюс для нас. Управлять дотационным регионом, конечно, легче. Но, как в известной пословице, «лучше быть богатым и здоровым»… Поэтому нам нельзя было ограничиться ожиданием федеральных денег, а необходимо было изыскать внутренние резервы для исполнения поручений президента.

Бюджет 2013-го и плановых 2014–2015 годов рождался непросто, он был глубоко проработанным и точно выверенным, не предполагал ничего лишнего. Но сейчас мы еще раз внимательно изучили наши планы с учетом задач, продиктованных нам указами, проанализировали свои приоритеты. Такую работу периодически нужно проводить. Это все равно что наводить порядок в шкафу – каждый день не стоит, но время от времени просто необходимо.

Хочу отметить – мы провели ревизию наших расходов не с точки зрения секвестра, как это было в 2009 году, а с точки зрения повышения эффективности каждого бюджетного рубля. Считаю принципиальным отметить, что мы продолжаем финансирование всех социальных программ, крупных краевых объектов, проектов, направленных на дальнейший рост краевой экономики. К примеру, деньги, вложенные в строительство промпарка в Железногорске или развитие Ангаро-Енисейского кластера, дадут толчок развитию не только нашего региона, но и страны. Они окупятся сторицей, это наше будущее, наша перспектива.

– Как изменятся параметры бюджета в связи с предстоящей корректировкой? Что будет с дефицитом?

– Изначально дефицит бюджета 2013 года составлял 23,7 млрд рублей. Для его покрытия мы планировали в этом году сделать заимствования на 15,2 млрд, около 3 млрд должны вернуть краю муниципалитеты, получившие бюджетные кредиты, миллиард хотели выручить от приватизации имущества и 4,7 млрд – ожидались остатки денежных средств на начало 2013 года.

Что за это время нам стало более понятно по параметрам? Остатки федеральных средств, которые были выделены нам в прошлом году, составили более 8 млрд рублей, остатки собственных средств краевого бюджета – еще 4,2 млрд рублей. Таким образом, чуть более 12 млрд рублей – это деньги, которые мы можем расходовать в текущем году. Эта сумма технически увеличила дефицит бюджета, потому что по правилам бюджетного учета она отражается не в доходах, а в источниках финансирования дефицита.

Плюс к этому в начале года федеральный бюджет выделил нам более 4 млрд на решение целевых задач в таких областях, как медицина, сельское хозяйство и инновационное производство. Таким образом, доходы бюджета выросли на эту сумму и составили 137,6 млрд, а расходы увеличились на 16,6 млрд рублей, достигнув 173,8 млрд.

– 15 млрд заимствований – не подкосит ли такой долг краевой бюджет?

– Деньги немалые, но наш госдолг даже при таком займе находится в пределах, разрешенных бюджетным законодательством. Считаем, что лучше взять в долг сейчас – и пусть эти средства работают на людей, на улучшение их жизни. Пусть больницы, школы и детсады строятся сегодня, а не через много лет. А мы будем делать все возможное, чтобы экономика развивалась активнее и появилась возможность погасить эти долги.

– Собственные доходы края с момента принятия бюджета не выросли. Откуда при таких напряженных параметрах предлагается взять деньги, которых не хватает для достижения показателей указов в этом году?

– Прежде всего, 4,2 млрд остатков средств с прошлого года, о которых я сейчас сказал, станут дополнительным источником для финансирования задач, поставленных президентом. С учетом того, что в первом квартале часть конкурсных процедур, необходимых для закупки товаров или оказания госуслуг, уже завершена, по итогам торгов сложилась экономия, которая также перераспределяется на решение социально значимых вопросов. Более точным стало понимание количества получателей мер соцподдержки, проведена работа по повышению эффективности расходов всей нашей сети бюджетных учреждений, оценены перспективы получения экономии в результате повышения энергоэффективности и реализации других мероприятий.

Еще раз детально посмотрели перечень строек и решили пока отложить на более поздний срок строительство некоторых объектов – тех, к реализации которых еще даже не приступали. Они не вычеркнуты из планов навсегда, но основания для переноса сроков их строительства были вескими. При этом возведение четвертого моста через Енисей, онкологического центра, 15 школ, целого ряда детских садов и других социально значимых объектов будет профинансировано в плановом режиме, и объекты будут сданы в соответствии с графиками.

В результате всей этой работы по поиску резервов в корректировке бюджета нам удалось дополнительно изыскать 3,1 млрд рублей на повышение заработной платы бюджетникам в этом году, почти 800 млн рублей добавляем на строительство детских садов и 1,1 млрд рублей – на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Причем к этой сумме мы еще получим почти миллиард от федерального бюджета – из Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Поиск баланса

– Получается, что кроме переноса сроков по некоторым стройкам корректировка бюджета не предполагает никакой отмены льгот, пособий и мер поддержки?

– Получается так. Еще раз подчеркну, что все заложенные сегодня в бюджете решения точно выверены, это результат долгого поиска баланса между интересами населения и финансовыми возможностями региона. И было бы неправильно просто взять и что-то отменить. Хотя резерв тут действительно есть, ведь наши меры соцподдержки во многом более объемные, чем прописано в федеральном законодательстве. К примеру, наша шкала субсидий по ЖКХ более мягкая, чем федеральная. В 2013 году в бюджете на эту меру поддержки населения предусмотрено 1,9 млрд рублей. Огромная сумма, но мы считаем, что это было важнейшее, выверенное решение, и отказываться от него сегодня неприемлемо.

– На строительство и реконструкцию детсадов в ближайшие два года в крае запланировано несколько миллиардов рублей. Хватит ли этого, чтобы решить проблему очередей в дошкольные учреждения?

– Красноярский край по сравнению с другими регионами – в особенной ситуации. Сегодня очереди в детсад ждут около 30 тысяч детей от 3 до 7 лет. К 2016 году дошкольников у нас в крае станет больше почти на 20 тысяч. Это радует, но заставляет искать альтернативные формы сокращения очередности. Потому что если сейчас мы будем решать проблему, что называется, «в лоб» – только строить сады за счет бюджета, то нам нужно около 40 млрд рублей. Можно, конечно, рассчитывать на поддержку в этом деле Федерации, но надо быть реалистами – получить из центра столько денег одному региону невозможно. Очевидно, что бюджетными инвестициями нам не обойтись, и нужно использовать другие механизмы для решения задачи: прежде всего развивать государственно-частное партнерство. Это когда частник строит, а затем сдает в аренду муниципалитету детсад либо сам эксплуатирует это учреждение, получая финансирование убытков из бюджета. Конечно, нужно продолжать заниматься перепрофилированием тех учреждений, которые когда-то давно были детсадами, реконструировать и расширять действующие ДОУ, создавать «образовательные округа», когда под одной крышей соседствуют детсад и школа, открывать группы кратковременного пребывания детей и так далее. Так что ликвидация очередей в детсады – задача для края, пожалуй, более сложная, чем все остальные. Но будем ее решать.

– Насколько были необходимы стране «майские указы»?

– Недавно я в СМИ прочитал о корректировке бюджета: «Чем пожертвует Красноярский край ради Путина»… Знаете, мы же ведь не дачу Путину строим. Мы всей страной решаем самые важные для населения проблемы, на которые просто невозможно не обращать внимания. Эти указы появились, потому что общество сформулировало определенный социальный заказ. Никто не будет спорить с тем, что труд педагога должен быть высоко оценен, потому что каждый понимает, что с этим связано будущее наших детей и нашей страны. И все согласны с тем, что каждый ребенок должен иметь возможность ходить в детский сад, что нельзя жить в ветхих бараках и так далее… Поэтому говорить о том, что край чем-то жертвует ради Путина, – глупо. Реализуя указы, мы должны повысить уровень жизни, одновременно обеспечив сбалансированное развитие нашего региона.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: В музее повести «Последний поклон» сохранились подлинные вещи бабушки писателя
Наверное, совсем немного найдется в России музеев, посвященных конкретному литературному произведению, если такие вообще есть. Но поклонникам главной книги о
Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь