В наступившем году депутаты краевого парламента намерены уделять пристальное внимание реализации принятого в 2013 году закона об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. В адрес народных избранников поступают обращения жителей края, содержащие конкретные инициативы по совершенствованию правоотношений в этой сфере. Недавно на имя председателя комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Анатолия Матюшенко было направлено коллективное обращение граждан с просьбой пересмотреть порядок начисления, тарифы на оплату и методику сбора средств на капитальный ремонт домов.
На этой неделе в Законодательном собрании состоялось расширенное заседание комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения. Оно было посвящено проблематике в сфере капитального ремонта многоквартирных домов. Помимо депутатов присутствовали представители правительства края, администрации Красноярска, депутаты городского совета, руководители муниципальных образований и отраслевых организаций.
Привычки прошлого
Председатель комитета Анатолий Матюшенко, в частности, отметил:
– Вопросы от граждан можно сформулировать по нескольким позициям: «Почему именно такая величина платы за капитальный ремонт? Почему наш дом будет ремонтироваться в эти сроки, а не в другие? Почему мы должны платить на единый счет оператора? Почему нас заранее не предупредили, что мы можем платить на индивидуальный счет?» И так далее. Все это, к сожалению, говорит о том, что не вся информационная работа, которая проводилась органами местного самоуправления, правительством края, региональным оператором, дошла до граждан и была правильно ими воспринята. Люди привыкли, что в прежние годы за все отвечало государство, и заботой о капитальном ремонте своих домов они не были обременены.
Многочисленные жалобы жителей страны по поводу критического состояния жилого фонда привели к тому, что в Правительстве России было принято решение обратиться с этой темой в Государственную думу. В декабре 2012 года был принят закон об организации системы капитального ремонта многоквартирных домов в Российской Федерации. 26 июня 2013 года Законодательное собрание Красноярского края в соответствии с нормативами приняло закон об организации капитального ремонта. Так устроена законодательная система: сначала концепцию определяет Федерация, а потом конкретные сроки и способы, методики расписывают регионы.
Добавлю, что законодательство предполагает четыре вида работ в рамках капитального ремонта. Они касаются кровли, фасадов, подвалов и инженерных коммуникаций.
Мы не хуже
Выступая перед участниками заседания, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Николай Глушков особое внимание уделил наиболее часто задаваемым вопросам. Часть жителей, например, хотела бы наложить мораторий на исполнение закона о новом порядке сбора средств на капитальный ремонт на территории города Красноярска. Министр напомнил, что закон, регламентирующий оплату взносов на капитальный ремонт, – федеральный. Отменить или изменить его на региональном уровне невозможно. Отложить выполнение федерального законодательства, поощрять неплательщиков власть не вправе. Пострадают добросовестные граждане, а их интересы в приоритете.
Также предлагается пересмотреть тарифы на капитальный ремонт с учетом опыта других субъектов РФ. Министр напомнил, что по существующему законодательству пересмотреть размер взноса возможно только в сторону увеличения. По его мнению, существующая сумма – абсолютно реальная, основанная на методиках расчета Минстроя РФ, на статистике капремонта последних лет. И это далеко не самая высокая стоимость по стране. Среди 82 субъектов РФ, принявших соответствующее региональное законодательство, Красноярский край находится на 37-м месте по величине сборов на капремонт (шесть рублей с лишним за квадратный метр). Например, в Москве –15 рублей, в Амурской области – около 21, в Тюменской – свыше 20, в Иркутской – 8,39 рубля.
Как не прогадать
Пожалуй, больше всего жителей края беспокоит выбор между региональным оператором и спецсчетом конкретных домов. Как тут не прогадать? Участники заседания отметили, что у людей сложилось такое мнение, что деньги на общем счете регионального оператора уйдут куда-то на сторону. Это не так. Деньги любого собственника поступают на счет его квартиры, его дома. Они персонифицированы. И не важно, общий это счет или специальный. Другое дело, кто и каким образом будет распоряжаться накопленными средствами. Даже если управляющая компания вполне добросовестна, спецсчет далеко не всегда выгоден собственникам. Как правило, наоборот. Скажем, малоэтажным домам невыгодно переходить на спецсчет – им как раз лучше ремонтироваться в складчину.
Специалисты рекомендуют спецсчет одноподъездным «свечкам» в 12 этажей и выше. Кроме того, на спецсчет жильцам придется платить больше. За качество строительства они будут спрашивать не с государства, а с управляющей компании или ТСЖ. А они бывают разными. Даже сейчас, когда программе капремонта уже третий месяц пошел, далеко не все УК и ТСЖ прислали своим клиентам платежки за капремонт. Видимо, потом сразу за четыре месяца пришлют. Не в каждой УК есть специалисты по проведению конкурсных процедур, инженеры, строители, проектировщики. А речь между тем может идти об укреплении фундамента, например. И если, не дай бог, дом рухнет, потому что УК привлекла непрофессионального исполнителя, пенять будет не на кого.
Программа – не Библия
Платить дополнительные деньги не хочет никто. Это нормальная человеческая реакция. Но законопослушные граждане все же платят по счетам. Есть и такие, которые не рассчитываются за квартиру, за электроэнергию. Энергетики и коммунальщики давно столкнулись с проблемой неплатежей. Единая платежка снижает риски неплатежей – отсюда и недовольство у некоторых граждан. Потому что никаких иных разумных аргументов против единой платежки нет. Если разделить платежи, то недобросовестные граждане (а их, увы, хватает) получат карт-бланш на паразитирование за счет соседа.
По словам участников заседания, составленная программа капремонта – это не Библия. Она будет обновляться. Как минимум один раз в год – в обязательном порядке. Будут включаться новые дома, исключаться аварийные. В 2015 году пройдут обширные обследования зданий сотрудниками регионального оператора.
Если с реализацией закона в крае что-то пойдет не так, депутаты готовы обсуждать и принимать необходимые поправки, а также выходить с инициативами в Госдуму и Совет Федерации. Тем более что такой опыт уже имеется. Анатолий Матюшенко напомнил, что парламентарии делают все от них зависящее, чтобы затраты по проведению капремонта не ложились тяжким бременем исключительно на жителей края. Например, в ноябре 2013 года Законодательное собрание приняло обращение к председателю Государственной думы Сергею Нарышкину. В документе говорится, что за пять лет на реализацию программ по капремонту жилищного фонда на территории края потрачено 5,8 млрд рублей, из них 3,9 млрд рублей составили средства государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. За счет этих денег в крае удалось провести выборочный капитальный ремонт лишь 14 процентов многоквартирных домов, требующих капитального ремонта в первоочередном порядке. То есть выделенных средств оказалось явно недостаточно для исполнения обязательств государства по капремонту.
Законодательное собрание края попросило Госдуму решить вопрос о предоставлении господдержки из федерального бюджета на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось его проведение на дату приватизации первого жилого помещения, но ремонт в которых не был произведен. Это обращение встретило горячую поддержку регионов, однако реакции со стороны Госдумы до сих пор не последовало…