Фото vk.com/denis_matsuev Народный артист России, лауреат Государственной премии, пианист-виртуоз, президент Межрегионального благотворительного фонда «Новые имена», а еще Денис Мацуев каждый год открывает творческий сезон в Красноярске. И обязательно привозит с собой молодых музыкантов. Не просто подающих надежды, а уже сформировавшихся солистов.

У Дениса Мацуева особое отношение к Сибири (родом он из Иркутска) и сибирякам. Об этом и многом другом Денис Леонидович рассказал накануне своего концерта в Красноярской краевой филармонии.

– Мы создали традицию: по завершении фестиваля в моем родном Иркутске я приезжаю в Красноярск. Для меня это суеверие: после концерта в вашем городе сезон идет как по маслу. С Красноярска у меня начинается настоящее сумасшествие: я практически каждый день меняю города, страны и программы.


Например, сразу из вашего города лечу в Париж, у меня сольный концерт в театре Елисейских полей. А в Красноярске мне хорошо. Никогда не забуду свой приезд сюда 20 лет назад. Тогда я сыграл с симфоническим оркестром под управлением Ивана Всеволодовича Шпиллера. Мне посчастливилось дружить с этим человеком. Вместе мы сыграли огромное количество программ.
Я хочу, чтобы оркестр рос. У вас есть феноменальные солисты, которые должны быть известны в стране.

– Вы привозите с собой «молодые дарования». Это образовательная программа для них или полноправное сотрудничество двух талантливых людей?

– Юные музыканты, участвующие в концертах, не по годам зрелые. Если не смотреть на картинку, то создается полное ощущение, что играет глубокий сформировавшийся артист. В этом году, например, со мной играет один из самых, на мой взгляд, замечательных молодых скрипачей – Матвей Блюмин, победитель конкурса «Синяя птица». Судьба мальчика довольно интересная: он из Севастополя, но живет в Москве у своей учительницы Марии Белугиной. Она имеет свой неповторимый педагогический стиль, чего очень не хватает нашей скрипичной школе, которая находится сейчас в переходном периоде. А Матвей как скрипач обладает большим потенциалом.


– У вас особое отношение к благотворительности. Взять хотя бы вашу работу на поприще президента фонда «Новые имена»…

– Нашему фонду в следующем году исполняется 30 лет. Это удивительная семья, благодаря которой музыканты моего поколения оказались на сцене. Это было в 1990 году, когда Иветта Николаевна Воронова (основатель фонда «Новые имена») приехала в наш город. Я играл в футбол в своем дворе, был капитаном команды. И мой папа каким-то седьмым чувством понял, что мне нужно успеть на прослушивание в Иркутскую филармонию. Я забил победный год, прибежал в филармонию, сыграл прелюдию Рахманинова и свою джазовую импровизацию. После чего Иветта Николаевна – уникальная женщина – подошла ко мне и сказала: «Киска моя, мы хотим пригласить тебя в Москву». Я сказал спасибо и убежал дальше играть в футбол со своими друзьями, не осознав того, что произошло. А приехав в Москву, поступил в центральную музыкальную школу и попал в водоворот страстей – начал гастролировать. У нас была стипендия, поддержка, творческая летняя школа в Суздале. И если бы всего этого не случилось, сейчас не было бы столько замечательных музыкантов на нашей сцене. Всех их нашла Иветта Николаевна.

Она передала мне дела в 2008 году, а ушла из жизни в 2013-м. И я считаю своим долгом, так же как она, помогать следующему поколению музыкантов.
Благотворительность… Я живу с этим каждый день, потому что считаю: без помощи, без поддержки культура, и классическая музыка в частности, не выживет. Наш фонд не просто поддерживает новое поколение музыкантов. В первую очередь наша задача – заметить талант и помочь ему развиваться. Это наша миссия, мы дали клятву продолжить великое дело Иветты Вороновой.

– Вы с детства любите футбол. Многое говорят о вашем вкладе в победу нашей сборной на чемпионате мира. Что же на самом деле произошло, как вам удалось помочь российскому футболу выйти в лидеры?

– С главным тренером сборной России по футболу Станиславом Черчесовым мы друзья уже 10 лет. Во время чемпионата мира я как талисман (по крайней мере так меня называл Черчесов) три раза был на тренировках сборной в Новогорске. Это святая святых, кухня, куда не пускают никого. Я был счастлив! Я проникся атмосферой, которую создал Станислав Саламович. Вот так, в одночасье, из изгоев превратиться в героев! Это может сделать только человек с мощной волей, кавказской закалкой. То, что сделал Станислав Черчесов, – чудо. Благодаря его уникальным психологически-педагогическим качествам удалось объединить команду. Я изнутри видел, как это происходило. Глаза футболистов горели, они заряжались друг от друга. Это то же самое, что и репетиция оркестра. Я вижу много общего между классической музыкой и футболом. Дирижер – тот же главный тренер, а оркестр – футболисты, которые тренируются. Футбол – моя вторая страсть после музыки. Ко мне на концерты приходили и Андрей Тихонов, и Дмитрий Аленичев с Егором Титовым. Они вышли в высшую лигу, я их поздравляю.


– У вас настолько разноплановая жизнь – концерты, общественная жизнь, футбол, ведете блоги в социальных сетях. Как все успеваете?

– А мне нравится работать в социальных сетях. Я считаю, это прекрасная возможность общаться со всем миром. Я счастливый человек, потому что за свою жизнь познакомился с огромным количеством потрясающих людей. Они хорошие вне зависимости от статуса и профессии – президент, королева, инженер или медработник. И когда я выхожу на сцену, мне не важно, для кого я играю, – одинаково выкладываюсь. Я всегда говорю: нужно быть самим собой как в жизни, так и на сцене. Если будешь юлить или обманывать – ничего не получится. Публика это поймет. Тем более наш, сибирский слушатель, который сечет все с первого раза. Чтобы во время приездов в Красноярск играть при переполненных залах (по информации Красноярской краевой филармонии, продаваемость билетов на концерты Дениса Мацуева – более 100 процентов. – «НКК»), я много времени посвятил тому, чтобы доказать: наша любовь не случайна.
Ведь музыка – как настоящая любовь. Когда я впервые приехал в Красноярск, зал не был заполнен, я это прекрасно помню. И то, что у нас сейчас роман с Красноярском, это результат многолетней работы.

– И воспитания публики?

– Поход на концерт классической музыки – это не развлечение, а серьезная работа, которая требует подготовки. Одна из моих главных задач – привлечь как можно больше публики в залы.
И можно гордиться тем, что у нас в стране за последние 20 лет родилось целое поколение, наученное ходить на концерты классической музыки. Не потому, что это модно (хотя и такое есть), а потому, что там происходит нечто такое, что тебя окрыляет, лечит.

– Сейчас очень популярны концерты на открытом воздухе. Как относитесь к такому формату?

– Для музыкантов это не самый простой формат – нужно правильно выставить звук, но я его очень люблю. Так проходят многие знаковые фестивали. Например, в канун открытия чемпионата мира по футболу я сделал концерт на Красной площади в Москве. Пригласил самых знаменитых музыкантов мира – Валерия Гергиева, Анну Нетребко, Пласидо Доминго, Ильдара Абдразакова и других. Это было счастье! Никогда не забуду и свое выступление на закрытии Олимпиады в Сочи в 2014 году, когда я играл на открытой площадке концерт Рахманинова, и в одночасье меня видели несколько миллиардов человек. Это хорошая пропаганда классической музыки. Огромное количество людей, услышав это впервые, возможно, захотят пойти в концертный зал или оперу. Это дорогого стоит.

Фото vk.com/denis_matsuev

Комментарии:

Все поля обязательны для заполнения