В Новоуспенке нас познакомили с Софией Владимировной Туриновой, заслуженным работником культуры РФ, автором книг по краеведению. Встреча эта оставила одно стойкое убеждение: если вдруг все истфаки мира закроют на амбарный замок, историки все равно будут.
Спасать прошлое от забвения
Потому что их порождает сама суть жизни. Спасать человека от смерти естественно. Но так же естественно спасать прошлое от забвения, которое тоже своего рода смерть. Поэтому обязательно найдется тот, кто спасет, и не по должности, а в силу свойств натуры. София Владимировна Туринова как раз такой человек…
Родилась она в Низко-Городецке, деревне, ныне не существующей, что в семи километрах от Новоуспенки. По профессии она культработник, последняя перед пенсией ее должность – директор сельского Дома культуры.
А потом началась немного другая работа, осязаемый результат которой – множество книг, где воссоздано прошлое окрестных сел и деревень – Новоуспенки, Абана, Зимника, родного Низко-Городецка…
А есть ведь результат и неосязаемый, но куда более важный – каждый местный житель может зайти в библиотеку и узнать из этих книг, что он не из пустоты растет, под ним огромный пласт жизни.
– Когда я уже работала директором Новоуспенского дома культуры, мой муж Алексей Васильевич и учитель нашей школы Валентина Алексеевна Слепцова составили брошюру к столетию нашего села, – рассказывает она. – А через какое-то время отмечали вековой юбилей деревни Зимник. И мне показалось, что надо больше рассказать о наших людях – того, что напечатано, мало. Так взялась за дело сама. Поехала в Зимник, разговаривала с людьми. В результате появилась книга «Малая родина на рубеже веков. К 100-летию деревни Зимник». Затем в 1999 году – 105-й день рождения моего родного Низко-Городецка. Самой деревни уже нет, но люди помнят ее, бывают каждые пять лет на том месте, где она стояла, и мы считаем, что деревня жива.
Пока она в памяти – значит жива. И вот к очередной встрече с односельчанами я составила книжку, в которую вошла история деревни, но в основном истории людей, тружеников – тех, кто основал ее, пережил коллективизацию, войну. А затем вышла книга «Сторона моя сибирская» о Новоуспенке. Здесь я работала, многих людей близко знала. Мы ведь такие замечательные вечера проводили у нас в ДК! И мне очень захотелось рассказать о них.
Начинается эта книга так: «Новоуспенка – крохотная капля в огромном океане страны. И никого не волнует, чем она живет, чем дышит. А она вот уже сто лет стоит, и живут в ней люди, которые строят, творят, облагораживают свою вотчину…» Материал для нее София Туринова и ее муж собирали в архивах – абанском, канском, краевом.
Возвращать потерянные имена
– Можно сказать, вы открывали землякам историю, которой они не знали?
– Почти. Правда, я никогда не спрашивала, как они оценивают мой труд. Но в то же время поэт Коваль, зимниковский уроженец, считает, что эти истории бесценны и этот труд очень нужен. Мне очень хотелось, чтобы память о людях, которых я очень хорошо знала, уважала, не пропала в безвестности, чтобы последующие поколения знали, какой была их жизнь. Наверное, самая главная черта людей того времени – трудолюбие. Здесь надо очень много трудиться, чтобы просто выжить. Сейчас, конечно, другое время, другое поколение. Хозяйств мало, больших подворий не держат. Но раньше и доярки, и механизаторы, и шоферы трудились от ранней зорьки до заката, да еще и больше.
– Какие эпизоды местной истории произвели на вас самое большое впечатление?
– Для меня особенно важны были истории тех, кто поселился здесь первым. Вот Бобков Трофим Митрофанович с братьями, можно сказать, открыли Новоуспенку. Было у них восемь детей. Шесть сыновей ушли на фронт. Только двое вернулись – израненными. Один вскорости дома умер. А другой прожил довольно долгую жизнь, работал здесь. И мне представилось, каково это было людям отправить детей на фронт, получать известия об их гибели, видеть осиротевших внуков… Мне захотелось, чтобы и другие знали, представили себе это.
Потом настало время почтить всех, кто воевал, погиб, пропал без вести или вернулся и прожил свою жизнь здесь. Подключился к работе школьный клуб «Поиск», сами деревенские приносили сведения о своих родных и знакомых – в итоге списки сельского мемориала постоянно расширялись, возвращались потерянные имена. Возрождалась история, связанная не только с войной, но и с исчезнувшими деревнями, к которым относится Низко-Городецк – вполне живой, но только в памяти тех, кто там родился и жил.
– Началось это в 90-х годах, – продолжает София Владимировна. – В одной из газет я как-то прочитала, что люди встречаются на тех местах, где находились их поселения, теперь уже не существующие. И мне подумалось: а почему бы и нам так не встретиться? И вот в 1994 году, к столетию нашей деревни, решили собрать людей. В первую очередь нашли огромный камень, сами, как смогли, притащили его на место бывшей школы.
Все, памятный камень есть. Теперь надо праздник устроить. Разослали приглашения всем, кому только можно. В первую же встречу собралось больше трехсот человек. Ехали кто на чем мог – на машинах, конях, мотоциклах… Это был действительно большой праздник, с торжественной частью, концертом. Вспоминали былое, выступали старейшины. Так и решили встретиться через пять лет. И встретились – каждому поднесли хлеб-соль и кружку нашей ключевой воды. Кроме того, на месте каждого дома установили табличку с именами тех, кто здесь жил.