Дорога до села Красный Курыш идет через хлебные поля, сочные пастбища. Глаз радуют и зелень кукурузы, и разноцветье племенного скота. Огромные голштины как будто понимают, что все в этом мире крутится вокруг них. Корова на селе и кормилица, и поилица, и главное средство существования. Да не одной семьи, а всего хозяйства.
Там, где течет Курыш
Об ОАО «Новотаежное», главный офис которого располагается в селе Красный Курыш, нам рассказывали в районной администрации. Глава Канского района Александр Заруцкий, рассуждая об отличительных чертах своей территории, сделал вывод:
Хороши мы тем, что сохранили сельское хозяйство. У нас лучшие колхозы в восточной зоне Красноярского края. Много лет по надоям молока на первом месте. В лидерах по зерновым. Даже югу края за нами не угнаться.
В Канском районе делают ставку на крупные сельхозпредприятия. Таких здесь семь, да плюс потребительский кооператив. Все отлично работают. Но о «Новотаежном» Александр Анастасьевич отзывался с особой теплотой: руководит им настоящий хозяин, который не только о своих прибылях печется, а всю территорию в руках держит.
Село Красный Курыш – место историческое. Говорят, этот населенный пункт старше Канска на два года. На самом деле о нем еще в 1735 году рассказывалось в записях Второй Камчатской экспедиции. Правда, назвался он раньше Черным Курышом (Курыш – это название реки), потому что три раза сгорал дотла, но возрождался из пепла, как птица феникс. Был здесь колчаковский стан, сюда свозили всех пленных и жителей разоренных деревень. Красным он стал после прихода нового строя.
Были бы кости, мясо нарастет
Откормсовхоз «Новотаежное» создали в этом отдаленном от райцентра селе (60 км до Канска) только в 1977 году: объединили фермы в Красном Курыше и Хаерино. Не было тогда ни мастерских, ни гаражей – технику ремонтировать негде.
– Начинать приходилось буквально в чистом поле, – рассказывает директор ОАО «Новотаежное» Владимир Кочнев. – Под дощатыми навесами.
Владимир Михайлович приехал в Красный Курыш в 1980 году: первый директор хозяйства пригласил специалиста из Ирбейского района поработать главным инженером. А в 1991-м сам возглавил хозяйство. Уже сороковой год здесь живет, практически местный.
Первые годы директорства Владимира Кочнева были тяжелыми – перестроечные веяния и до этого глухого угла добирались. Заезжали сюда лихие люди – угрожали, били, чтобы сдал им хозяйство, выпустил из рук деревню. Но тот выстоял.
– А я не боялся никого, – замечает директор. – Они на меня с ружьем, а я иду вперед. Так и отстали. Перестали ездить.
Но хозяйство нужно было еще и сохранить. Зарплату работникам платить было нечем – отдавали натурпродуктом. Выращивали гречку, молоко наливали, мясом снабжали местных жителей. Все делали, чтобы только поголовье скота сохранить.
– Я говорил: пусть будет шкура и кости, потом на них мясо нарастет, – вспоминает Кочнев. – Не уменьшили стадо. А сейчас помирать грех, жить можно.
В середине 1990-х стадо в «Новотаежном» насчитывало две тысячи голов, сейчас его увеличили до пяти тысяч. Сначала стали племрепродуктором, а пять лет назад – племенным хозяйством. Местные голштино-фризы (продуктивная порода молочного скота, выведенная в США) известны по всей России. За телками и нетелями из Красного Курыша аграрии в очереди стоят. Одна фуражная корова до семи тысяч тонн молока дает!
В чем секрет такой продуктивности? Наверное, в особом отношении к корове-кормилице. Корма для них на собственных полях выращивают (у «Новотаежного» 12 тысяч га земли): соя, рапс, кукуруза, зерно.
– Для нас главное, чтобы корова сытой была, – рассказывает главный зоотехник хозяйства Лариса Ринг. – У нее всегда корм есть.
В свое время Владимир Кочнев собирал по округе лучшие кадры к себе в хозяйство. Вот и Ларису Федоровну из Иланского района переманил. И не ошибся: вон она как надои подняла. В 2017 году за это получила звание заслуженного работника сельского хозяйства России.
И остальные работники в числе лучших в Красноярском крае значатся. В прошлом году, например, из 30 награжденных за успехи в сельском хозяйстве 13 приехали из Красного Курыша.
Будущее гарантировано!
Владимир Михайлович перечисляет:
– Коровники строим, родилки, зерносушилки и зернохранилища, техника у нас на 80 процентов новая. А недавно приняли в свою «коммуну» Пермяково: построили там новый коровник, сушилку, завезли 900 голов скота. Дали жизнь деревне.
Сельское хозяйство действительно основа жизни села. Нет его – и населенный пункт исчезает. А в этом глухом таежном углу (дальше Красного Курыша нет уже дорог и цивилизации) важен хозяйский подход к делу.
Кочнев по трем «подшефным» деревням идет как настоящий хозяин. Вот асфальтом дороги покрыл – сельчанам тоже хочется посуху ходить, а не по грязи. Водопровод проложил, к домам подвел – для сельчан вода бесплатная. Дрова за полцены доставляет. Молоко, мясо в местном магазинчике каждый день есть по льготным ценам – денег нет, можешь под зарплату взять. В Красном Курыше на этой волне люди даже перестали личный скот держать – незачем, и так сыты.
А Кочнев еще и дома для специалистов строит. Доярка Ольга Шуваркова, например, раньше со своими двумя ребятишками в одном доме с матерью ютилась, 10 лет назад отдельную квартиру от хозяйства получила. Теперь директор обещает ей баню поставить.
…Сколько приходилось бывать в хозяйствах края, везде жалуются руководители: невыгодно, мол, сельским хозяйством заниматься – хлопот много. А цены на продукт низкие. У Кочнева все по-другому. И молоко, и мясо сбыт имеют. А главный показатель: люди отсюда никуда не уезжают. Все дома в Красном Курыше заняты. Даже старенькие развалюхи. Детей – полная школа. Молодые семьи не боятся чадами обзаводиться. А значит, верят в будущее своего села и его хозяина.