Деревянный флот Севера

Деревянный флот Севера

Игарский лесопильно-перевалочный комбинат в те годы являлся крупнейшим комплексом не только края – всей страны. Он работал прежде всего на экспорт. Однако с началом войны все отгрузки за рубеж прекратились – фронт требовал тысячи, сотни тысяч кубометров древесины.

Древесина служила незаменимым материалом при строительстве оборонительных сооружений, переправ, блиндажей, землянок. Она использовалась для отопления, сооружения теплушек, изготовления кузовов, автомобильных прицепов, тары (для боеприпасов, бомб, противогазов, пищевых продуктов), производства авиационной фанеры в самолетостроении, водостойкой фанеры и древесных пластиков – в судостроении, аккумуляторного шпона, лыж.

После захвата немцами Донбасса с его шахтами и нефтедобывающих регионов СССР уголь на железнодорожном транспорте заменили дровами, а на автотранспорте активно использовали древесное газогенераторное топливо. Кроме того, с ее помощью плавили металл – на выработку одной тонны чугуна уходило 5 кубометров березовых дров.

Из еловой древесины получали целлюлозу – один из видов сырья для изготовления взрывчатых веществ. Из нее же делали подобие шелка для шитья парашютов.

В 1942 году Игарский комбинат переключился на выполнение оборонных заказов, отгрузив за навигацию 107 тысяч кубометров леса. Под контролем военпредов здесь выпускали авиазаготовки, авиабруски и тару для снарядов.

Также началось производство продукции для внутреннего потребления. В связи с прибытием в район насильно эвакуированных с прифронтовых территорий немцев Поволжья, калмыков, финнов комбинат обязали делать паузки (парусно-гребные суда), лодки, баржи и щитовые домики для рыбаков не только из близлежащих к городу станков, но и всего Севера.

Кроме крупных предприятий, для нужд фронта работали практически все мелкие лесоперерабатывающие фабрики, артели и мастерские. Они относились к категории местной промышленности. К январю 1942 года 80 % предприятий и 50 % артелей края перешли на изготовление продукции военного назначения.

Канские лесопереработчики начали выпускать деревянные волокуши, предназначенные для транспортировки по снегу минометов, ящики для мин, детали для понтонов, пиломатериалы для флота.

Красноярский ДОК и Енисейский лесозавод освоили выпуск деревянных деталей самолетов и автокузовов, корпусов радиостанций, ящиков для боеприпасов, барж и лыжных палок.

При подготовке материала использованы:

  • книга «Трудовой фронт Красноярья. 1941–1945»;
  • исследовательская работа выпускника Шалинской средней школы № 1 Манского района Владимира Руднева
Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание
Без рубрики
13 декабря 2024
Шахтеры не подведут!
Генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Евгений Евтушенко выступил на сессии Законодательного собрания Красноярского края с докладом о деятельности угольных предприятий. Сегодня
Без рубрики
13 декабря 2024
Секрет высокого урожая – в мастерстве и умении наших аграриев работать на грани возможного
«День урожая» в Красноярском крае – праздник не только для сельчан, но и для нас, горожан. Ведь именно деревня кормит