Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными сердцем, почкой, печенью. Приурочили соревнование к десятилетию начала трансплантации донорских органов и тканей в краевой клинической больнице.
Невозможного нет
Среди участников этой неформальной встречи был и главный врач Красноярской краевой клинической больницы Егор Корчагин. Егор Евгеньевич в свое время стал главным идеологом освоения технологий трансплантации в краевой больнице и одним из инициаторов проведения этого дружеского турнира.
– Если вернуться на 10 лет назад и вспомнить: насколько сложно было создать условия для того, чтобы у нас такие операции начали выполняться? – такой вопрос я задал Егору Евгеньевичу.
– Было сложно, конечно. Мы очень тщательно готовились к этому событию. Было много разных рисков, начиная от профессиональных, связанных с отсутствием на тот момент в крае людей, кто в принципе мог бы проводить трансплантацию и выхаживать пациентов после операции. Были сложности, я бы сказал, общественно-политического характера. И в советское время, и после к теме трансплантации наша общественность относилась очень сдержанно и даже с опаской. Но у нас получилось. Весной 2014 года в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек.
Самое крутое в хирургии
– Я начал работать в краевой больнице медбратом и застал первые операции по трансплантации почки. В 2016 году наши хирурги первыми в крае провели трансплантации сердца и печени. Для меня это тогда казалось фантастикой – я и представить не мог, что сам буду работать в этой команде, – вспоминает заведующий хирургическим отделением координации донорства органов и тканей Муслим Цокаев.
И вот фантастика стала реальностью. Сегодня молодой хирург ассистирует ведущему хирургу-трансплантологу, заведующему отделением хирургии печени Станиславу Слабнину, и готовится к самостоятельной трансплантации.
Каждая трансплантация печени, почки, сердца – это огромный объем работы самых разных специалистов – лаборантов, иммунологов, эпидемиологов, анестезиологов, хирургов, операционных и палатных сестер – к одной операции по трансплантации причастны более двух десятков специалистов.
– Самой сложной операцией, в которой я участвовал, была операция, когда мы совместно с кардиохирургами останавливали сердце девушки, чтобы на искусственном кровообращении пересадить печень и часть сосудов сердца, – вспоминает Муслим. – В среднем операция у нас длится 8–9 часов, но иногда приходится работать и по 12–14 часов. Буквально на днях выполняли подряд две трансплантации печени, и Станислав Геннадьевич Слабнин практически 25 часов подряд отстоял. Ассистенты менялись, нам удавалось немного отдохнуть, а он у нас один. Это, конечно, тяжело, потом несколько дней приходишь в себя. Но какая бы усталость ни была, каждый в нашей большой команде понимает, что это самое крутое, что есть в хирургии, – провести трансплантацию органа и потом видеть, как пациент идет на поправку, выписывается.
Ангелы-хранители
В отличие от большинства пациентов те, кому проведена трансплантация, не теряют связи с врачом после выписки. Врач-гастроэнтеролог хирургического отделения № 1 Ольга Амельчугова одна из тех, кто является для больных с пересаженными органами настоящим ангелом-хранителем.
– В том, что касается лекарственной терапии, состояния, биохимических показателей, я наблюдаю пациента перед трансплантацией, во время операции, в период восстановления. Продолжаю наблюдать и после выписки, – рассказывает Ольга Сергеевна.
Ее подопечные могут позвонить в любое время – ухудшилось самочувствие, выдали не те лекарства, которые назначены в выписке, появилась тревога, непривычные симптомы – врач должен помочь и оперативно решить все вопросы.
– Если в отпуск я куда-то уезжаю, то, конечно, есть специалист, который меня заменяет, но все равно я остаюсь на связи с этим доктором. Если возникают какие-то вопросы, коллегиально обсуждаем, корректируем тактику лечения, – говорит доктор Амельчугова.
Конечно, она помнит каждого своего пациента, и, конечно, встреча с ними в боулинг-клубе была очень эмоциональной. «Врачам важно и очень приятно увидеть результат своей работы – жизнерадостных, активных пациентов», – с этим мнением Ольги Сергеевны Амельчуговой безусловно согласны и Станислав Слабнин, и Муслим Цокаев, которые также участвовали в необычном турнире по боулингу.
Перспективы роста
По словам Егора Евгеньевича Корчагина, одним из лучших игроков в боулинг стал молодой человек с пересаженным сердцем. Сегодня ему чуть за тридцать, и он буквально светится жизнелюбием.
– Знаете, это очень сложная категория пациентов. Они каждый день просыпаются, помня о втором шансе, который им был дан, и с благодарностью за то, что они живы. Ведь каждый день, подаренный им после того, как в их теле начало биться новое сердце либо стала работать здоровая печень, – это ни с чем вообще не сравнить, – говорит Егор Евгеньевич.
Сегодня руководство и специалисты краевой больницы работают над тем, чтобы увеличить объемы помощи нуждающимся в трансплантации.
– Если сравнивать нас по количеству трансплантаций, которые выполняются, в пересчете на количество больных, находящихся под наблюдением, например, в европейских странах, то нам нужно как минимум в три раза увеличивать количество операций для того, чтобы достичь того же уровня, – считает Егор Корчагин.
Для этого требуется серьезная работа по объединению усилий всех медицинских учреждений, задействованных в процессе. Основными донорами органов для трансплантации являются люди, у которых констатирована смерть мозга. С этого момента начинается отсчет времени жизни органов, которые могут быть пересажены пациенту, нуждающемуся в этом. Счет идет на часы, и требуется буквально ювелирная координация, чтобы уложиться в жестко ограниченные сроки.
Сегодня ведется серьезная работа по развитию технологий прижизненного донорства. Как отметил Егор Корчагин, в России это пока на ментальном и этическом уровне не принято – как так, отдать часть своей печени или почку другому человеку? А вот наши соседи-монголы сегодня являются первой страной в мире по числу прижизненных трансплантаций печени на душу населения.
Прижизненным называется тип донорства, при котором осуществляется пересадка органов от здорового человека. Пожертвовать почку, долю печени или легкого при желании может любой дееспособный гражданин, достигший возраста совершеннолетия и не имеющий противопоказаний по здоровью.
В ближайшее время в Монголию направится группа специалистов краевой больницы, чтобы изучить не только технику этих операций, но и способы взаимодействия с обществом, с родственниками, способы убеждения людей стать донорами.
Так что у красноярской трансплантологии большие планы и, хочется верить, светлое будущее. И первые 10 прошедших лет – только начало.