3 марта отмечался Международный день охраны здоровья уха и слуха, учрежденный ВОЗ. В минздраве Красноярского края рассказали, как в регионе оказывается помощь слабослышащим и глухим детям.
Врачебная практика показывает, что от состояния слуха ребенка зависит его развитие, в том числе интеллектуальное и психическое. Это связано с тем, что первые годы жизни для малыша являются критическими в плане развития речи, обретения познавательных и социально-эмоциональных навыков, ведь огромную часть информации ребенок получает именно через звуки.
Единственный сегодня эффективный метод выявления нарушений слуха у самых маленьких детей – аудиологический скрининг. Его рекомендовано проводить всем новорожденным в первые дни после рождения.
В России государственная программа универсального аудиологического скрининга новорожденных и детей первого года жизни действует с 2008 года. В Красноярском крае в рамках этой программы ежегодно выявляется в среднем 25 малышей с нарушениями слуха, из них до 10 детей – с тяжелыми нарушениями.
Дети, имеющие факторы риска развития тугоухости и глухоты, в первые три месяца жизни направляются на углубленное аудиологическое исследование в сурдологический центр. Если ребенок родился недоношенным, такой скрининг проводится в 6 месяцев. Если его результаты покажут нарушения слуха, ребенку составляется индивидуальная программа реабилитации.
Семьи, где есть слабослышащие или глухие дети, находятся на постоянном диспансерном наблюдении, а сурдологический центр, действующий на базе краевого центра охраны материнства и детства, оказывает консультативную, диагностическую и лечебную помощь таким детям, проводит обучающие программы по реабилитации, помогает им адаптироваться в социуме, обучает этому пациентов и их родственников. Центр оснащен современным диагностическим оборудованием, которое позволяет проводить диагностику слуха у детей, начиная с грудного возраста. Также сотрудники центра обследуют слабослышащих малышей для оказания им высокотехнологичной медицинской помощи.
Сегодня есть два метода, которые позволяют интегрировать детей с большими потерями слуха в среду слышащих людей. Это сурдопротезирование (слуховой аппарат) и кохлеарная имплантация – современная, дорогостоящая, высокотехнологичная операция.
Выявить на ранних стадиях
О некоторых алгоритмах работы со слабослышащими детьми нам рассказала заведующая сурдологическим центром Марина Валькова, врач сурдолог-оториноларинголог высшей категории.
Начальный аудиоскрининг, который с 2008 года делается всем детям еще в роддоме на третий-четвертый день жизни, может показать две проблемы: либо у ребенка не работают рецепторы слухового нерва, либо звук до этих рецепторов не доходит. То есть выявляется одно из двух нарушений – звуковосприятия или звукопроведения.
Нет, в ладоши никто не хлопает и за реакцией ребенка не следит, субъективные факторы здесь исключены. Только физика. Существуют аппараты для регистрации отоакустической эмиссии. В ухо младенца вводится вкладыш и подается шум. А прибор следит за тем, как организм на этот шум реагирует.
Ежегодно из роддомов к нам направляют по 250–300 детей в возрасте до трех месяцев, у которых были выявлены проблемы со слухом. Мы проводим более углубленное исследование, в ходе которого примерно 90 процентов детей отсеиваются по разным причинам – бывает, что у некоторых ухо вырастает, да и сам ребенок растет, развивается, и проблема исчезает. Возможны погрешности при первичном обследовании…
Но 25 глухих или слабослышащих детей ежегодно становятся нашими пациентами, и мы с ними работаем. У них может быть разная степень нарушения слуха – от первой (когда ребенок не слышит шепота) до четвертой и выше, когда он может услышать только звук реактивного двигателя. Сенсоневральная тугоухость редко бывает приобретенная, чаще всего она врожденная, и дает очень большую потерю слуха, 3–4-й степени.
С каждым из этих 25 детей мы работаем индивидуально. Если у ребенка нарушения слуха незначительные, рекомендуем наблюдать его в динамике, чтобы не было ухудшения (плюс занятия с сурдопедагогами у нас). Либо рекомендуем слухопротезирование, то есть слуховой аппарат. Но если мы после углубленного обследования видим, что слух совсем плохой, готовим ребенка и его родителей к проведению кохлеарной имплантации. Объясняем, что это, как и где она проводится, что от нее ждать.
Отмечу, что наши ребятишки живут после такой имплантации полноценной жизнью, практически как их сверстники, многие занимаются спортом, добиваются успехов в учебе. Наша задача – как можно быстрей выявить у ребенка проблемы со слухом и приступить к его лечению и реабилитации всеми способами, которыми располагает современная медицина, – подчеркнула Марина Валькова.
Бесплатно, за счет государства
До 2008 года кохлеарная имплантация красноярским детям проводилась в Москве и Санкт-Петербурге в специальных федеральных клиниках. А в 90-е годы некоторые люди даже продавали квартиры, чтобы сделать ребенку такую операцию – она была очень дорогая.
В Красноярске только готовили детей к операции, проводили все необходимые обследования и направляли в столичные клиники. Но с 2008 года кохлеарную имплантацию начали проводить в краевой клинической больнице. Сначала здесь делали до пяти операций в год. А с 2014 года их стали проводить на базе Сибирского клинического центра ФМБА, где сейчас эта операция поставлена на поток.
На 2022 год краю выделили 40 квот. Благодаря государственной программе сегодня операция делается совершенно бесплатно, все нуждающиеся дети ее получают. Очереди нет.
В прошлом году в Красноярске было прооперировано 20 ребятишек. Теперь к нам на кохлеарную имплантацию привозят детей из соседних регионов.
Для справки
На диспансерном учете в краевом детском сурдологическом центре на 1 января 2022 года состояли 1 623 ребенка, из них 756 детей – с тяжелыми нарушениями слуха. На сегодня в крае 267 пациентам проведена кохлеарная имплантация в детском возрасте.
Что такое кохлеарная имплантация?
Это хирургическое восстановление слуха, в ходе которого в улитку внутреннего уха устанавливается специальный прибор. Он стимулирует сохранные структуры слухового нерва, что способствует восприятию звуков. Кохлеарный имплант соединяется электродами с улиткой, заменяет ее поврежденные рецепторы и обеспечивает доставку звуковой информации непосредственно к слуховому нерву при помощи электрической стимуляции.