Дети-квадроберы ставят недетские вопросы

Дети-квадроберы ставят недетские вопросы
Фото: сгенерировано нейросетью Kandinsky

«Сколько получится, если семь умножить на восемь?» – «Мяу». – «А девять на пять?» – «Мяу, фр-р-р!»… Это не цитата из мультфильма или детской книжки, а вполне реальный диалог между учителем и учеником, который, судя по сообщениям прессы, становится не такой уж редкостью для западного «благоухающего сада».

Есть еще одно важное обстоятельство: «садовый» педагог не имеет права вернуть кривляющееся дитя в реальность и заставить отвечать. В обществе «свободной свободы» любые отклонения от человеческой нормы уважаемы и почитаемы, и если ребенок решил, что он кошечка, собачка, лошадка, енот или кто-нибудь еще, взрослый обязан принять это с благоговением и на своем не настаивать – сказано «мяу», значит, «мяу». Благоговение подчас переходит в полную убежденность. Американские соцсети облетел возмущенный пост прогрессивной мамочки, ребенка которой отказался обследовать ветеринар: «Мой сын говорит, что он кот, значит, он кот. К нему следует относиться именно так. Это дискриминация, что ветеринарный врач не может осмотреть моего сына, и закон на его стороне».

Ребята и зверята

От нас подобные дикости, слава богу, пока далеки, но детки в звериных масках и с хвостами все-таки уже встречаются – в интернете и так. И уже есть случаи, когда в Москве ребеночек, проникшись щенячьей природой, сделал лужу в лифте, в Новосибирске девочка ела кошачий корм, в Кандалакше и Краснодаре дети в зверушечьем образе покусали других детей, а по соцсетям гуляет ролик, в котором питерская бабушка, выгуливая «собаковнука», бросает палочку, и внук ее приносит – в зубах, разумеется. Активное участие бабушки показывает, что у набирающей популярность такой вот ролевой игры есть убежденные сторонники среди взрослых. Показательным случаем стал вроде бы незначительный конфликт, имевший место в Надыме на концерте певицы Миа Бойка: на сцену поднялась восьмилетняя девочка в кошачьей маске, и певица попыталась ласково объяснить милому ребенку, что человеком быть лучше, чем кошкой. Однако дитя расплакалось, и со сцены его забрала разгневанная мать. Инцидент стал горячей темой в СМИ и, само собой, поднял волны в социальных сетях: одну волну в защиту обиженной девочки с требованиями немедленно извиниться перед ней и матерью, другую – в защиту певицы и вообще тех, кто это детское увлечение не поощряет, считая его опасным, и не столько по причине лужи в лифте…

Вдохновленные мартышкой

Вышеописанное явление, как уже многие догадались, – квадробинг – слово, стремительно обосновывающееся в русской обиходной речи. Как и подавляющее большинство детско-молодежных субкультур, происходит оно, по-нынешнему говоря, из недружественных стран и имеет абсолютно взрослое происхождение. Так же как, например, уже полузабытые готы и эмо, относимые к сфере так называемых маркетинговых культов, которые сочиняют креативные и совсем не юные люди для продвижения на мировом рынке коллекций одежды, аксессуаров, музыкальной и видеопродукции, причесок, косметики и т. д.

Зачинателем квадробинга также считается взрослый человек – японский легкоатлет Кеничи Ито. Вдохновленный мартышкой, стремительно передвигавшейся на четырех конечностях, герой спорта решил перенять ее технику, чему посвятил жизнь, и в 2008 году установил мировой рекорд в беге на карачках – то есть уже было с кем соревноваться. Пример пошел по миру, и два года назад американец Колин Маклур побил рекорд японца.

Примерно в то же время, что и квадробинг, на Западе возникли молодежные субкультуры фурри и терианов – первые наряжаются в животных и проникаются зоологическим духом ради искусства, вторые всерьез считают себя зверьем, чаще всего хищным. Квадробинг, по всей видимости, более мягкий, детский вариант общего зоологического культа. Но здесь необходимо пояснить очень простое и важное обстоятельство. Защитники квадроберов упирают на то, что вообще все дети такие, и в доказательство приводят новогодние фото из детских садов, где мальчики – зайчики, а девочки – белочки, но молчат о том, что сей маскарад на елке начинался и там же заканчивался. Потому что это – игра. А субкультура – разновидность культа и потому заполняет собой жизнь человека в какой-то степени или всю. От апорта во дворе до «мяу» на уроке путь хоть и неблизкий, но прямой.

Между «да» и «нет»

Мнения о новом детском увлечении разбросаны от спокойного «да» до радикального «нет». Например, сенатор Наталия Косихина относит квадробинг к числу субкультур, выходящих за рамки разумного, поскольку они «не только травмируют психику, но и могут привести к очень трагическим последствиям». А вот цитата из телеграм-канала главного редактора ИА Regnum, писателя, журналиста, члена СПЧ Марины Ахмедовой: «Вдумайтесь: ребенок только учится быть человеком… и в этот хрупкий момент его становления вы разрешаете ему стать кошкой или собакой, а у него еще человеческий позвоночник не окреп… Я убеждена, все эти движения нацелены на потерю части человеческой идентичности, а это приведет к тому, что детей можно будет легко менять и убеждать: если у тебя что-то не задалось в теле мальчика, если ты неуспешен, нелюбим, тебе не работать над собой надо, а надо все поменять кардинально – стать девочкой. Кроликом, собакой. Террористом? Человек, легко меняющий свою данность, – практически сломанный человек. Он не ценит свою принадлежность – ни к семье, ни к стране, ни к роду человеческому».

У прямых специалистов – психологов – своя позиция.


Яна Рыбакова, психолог краевой молодежной библиотеки

Увлечение квадробингом связано прежде всего с тем, что это новое течение, а все новое привлекает детей и подростков – в отличие от взрослых, более склонных к отрицанию. Рассуждая с позиций детской психологии, сюжетно-ролевые игры – неотъемлемая часть развития ребенка. Это их основной вид деятельности. Игры как таковые никакой опасности не несут. Возможно, есть единичные случаи, когда были какие-то правонарушения, но каждый из них надо разбирать индивидуально. Как способ взаимодействия между детьми квадробинг неопасен, но только в том случае, если это действительно увлечение, не занимающее большей части жизни ребенка. Детям младшего возраста игры помогают развиваться, подросткам – найти единомышленников, компанию по интересам, немного абстрагироваться от родителей, быть со своими сверстниками на одной волне. К тому же такой вид деятельности многие приписывают к спорту, пусть и с некоторыми элементами переодевания, игры.

Алеся Урбан, клинический психолог, Красноярск

В появлении квадробинга ничего удивительного нет, поскольку в каждое время возникают новые субкультуры, тенденции, увлечения, позволяющие детям самовыражаться. Это важный этап в становлении и развитии детской психики и совершенно нормативная история, но только для определенного возрастного периода. После 11–12 лет уже могут возникнуть вопросы. Есть норма, и есть патология, которая начинается там, где подобные увлечения начинают сильно влиять на психическую жизнь и здоровье ребенка, вызывают нарушение его психических процессов, обучаемости, возникают трудности в общении, в адаптации к школе и обществу – вот тогда на это следует обратить серьезное внимание. Но это относится к любому увлечению, например, к тем же компьютерным играм, «тяжелым» сериалам, после которых, как многие опасались, дети начнут копировать персонажей… Пока это просто увлечение, которое со временем естественно проходит, в нем нет ничего ужасного.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 октября 2024
История Красноярска: музей водопровода
На одном из островов в Красноярске спрятался целый музей, часть которого находится под землей. Он расположился на острове Посадный в
Без рубрики
20 октября 2024
Папа может
В третье воскресенье октября в нашей стране отмечается День отца. И это важный праздник для России. Быть хорошим отцом –
Без рубрики
19 октября 2024
Пациентам красноярского онкоцентра стало доступно уникальное исследование
Лечение онкозаболевания может продолжаться годами. Порой, используя все прописанные в клинических рекомендациях опции, меняя подходы, препараты, врачи чувствуют себя в