В этом году родилась новая традиция – Красноярский государственный ансамбль танца Сибири посвятил концерт двум великим сибирякам, прошедшим Великую Отечественную войну, оставившим яркий след в истории, культуре нашего региона, страны. На сцене Большого концертного зала 2 мая вспоминали писателя Виктора Астафьева и талантливого хореографа, чье имя носит танцевальный коллектив, – Михаила Годенко.
Они родились в один день – 1 мая. Их уже нет с нами, но каждый год в начале мая красноярцы проводят вечера памяти великих земляков. Раньше это происходило на разных сценах. Посвящение Астафьеву традиционно более академично и серьезно, Годенко – весело и задорно. Разные судьбы, разные переживания, разные пути. Но настолько похожие в своем творчестве и любви к общей для них родине – Сибири.
Их многое объединяло: они были детьми одного времени, оба – участники Великой Отечественной войны, этот путь прошли рядовыми, награждены медалями за боевые заслуги. Обоих жизнь не баловала. И Виктор Петрович, и Михаил Семенович получили признание в достаточно зрелом возрасте. Это были цельные личности с четкими жизненными позициями: не изменять себе ни при каких условиях и не терять чувства собственного достоинства.
Танец и слово – казалось, трудносовместимые жанры, но ансамблю танца Сибири удалось преодолеть барьер. В концерте «Фронтовики. Творцы. Легенды» органично сплелись фрагменты произведения великого писателя Астафьева и танцы, созданные не менее великим хореографом Годенко.
– Обычно мы концертами отмечаем день рождения Михаила Годенко, а в этот раз захотелось нарушить эту традицию, – рассказывает директор ансамбля танца Сибири и автор сценария «Фронтовики. Творцы. Легенды» Людмила Черепнина. – Решили объединить творчество Астафьева и Годенко. Нашу идею одобрил президент фонда Астафьева Алексей Клешко, и закипела работа.
Программа концерта составлена из постановок Михаила Годенко. Он был большим поклонником сибирских просторов и людей, здесь живущих. В одном из интервью Михаил Семенович как-то сказал: «Люблю Сибирь, это современность и молодость. Приезжаю после трех-четырехмесячной поездки и вижу новое – новые улицы, новые театры, заводы». Народные танцы ансамбля проникнуты этой любовью и уважением к людям Сибири. Пусть с их недостатками и слабостями, но такими живыми и понятными.
Годенко был экспериментатором и авангардистом в постановке сценического танца. Но все у него было красиво. Из всех выступлений ансамбля он создавал праздник.
У произведений Астафьева другое настроение. Они глубоки и щемяще-обличающи. Это тоже про нас, про сибиряков, про красоту нашей души – диковатой и неповторимой.
– Я начала перечитывать Астафьева и поняла, почему у него такая мрачная проза, – говорит Людмила Черепнина. – Настолько тяжелая жизнь была у этого человека. Это незарубцевавшаяся рана. Но везде красной нитью проходит любовь к Сибири и к людям. Просто нужно найти те моменты, которые по тональности совпадают с танцами Годенко.
Концертные номера действительно звучали в одной тональности. В программе были использованы архивные записи и интервью Виктора Астафьева и Михаила Годенко, фото- и видеоматериалы, цитаты из литературных произведений, фрагменты фильмов «И не кончается дорога» и «Их дом – Красноярск» о Годенко, а также документального фильма об Астафьеве «Веселый солдат». Ансамблю танца Сибири удалось найти общую струнку у этих художников. Один старался яркими красками оживить непростую жизнь советского народа, пробудить добрые чувства друг к другу, другой воспевал силу духа человека, живущего на русской земле, красоту родной природы. Они оставались родными и близкими «хорошо Богом задуманным людям» (как писал Астафьев), одинаково открытыми и неравнодушными.
И все же главная заслуга Виктора Астафьева и Михаила Годенко в том, что благодаря их творчеству жители разных стран узнали о Сибири, ее природе, нравах и обычаях сибиряков. Не только узнали, но и полюбили. Все это есть в их произведениях. Стоит только открыть книгу Астафьева или прийти на концерт ансамбля.
Фото: krasfil.ru