В красноярской женской исправительной колонии ИК № 22 появился «детский отряд». Он расположился в доме ребенка. Это необычное заведение за решеткой открылось всего месяц назад. За это время в нем поселились уже более 20 малышей в возрасте от нуля до трех лет. Все они родились в неволе.
Чтобы открыть в Красноярске единственный дом ребенка для детей осужденных женщин, понадобилось решение руководства ФСИН России. Дело в том, что ближайшие дома ребенка находятся в Кемеровской области и Хабаровском крае. Поэтому женщинам из Красноярского края, которые попали в колонию беременными или родили ребенка в заключении, приходилось переезжать в другой регион. Но и там, как отметили в ГУФСИНе, специальные «детсады» были переполнены – за решеткой женщины рожают очень охотно. Как известно, им положены длительные свидания с мужьями. Вот после них обычно в семействе ИК появляется прибавление. По статистике, каждый год только из Красноярского края более 30 женщин обретают счастье материнства за колючей проволокой.
Но если раньше им приходилось сразу же отбывать в Кемеровскую область, то теперь они могут оставаться у себя на родине. Как считают в ГУФСИНе края, это помогает не разрушать и без того слабые социальные связи между заключенными и их родственниками. Во многих случаях у женщин с детьми, отбывающими срок, отцы детей несут свое звание только номинально. И заботятся о ребенке, а тем более забирают его на волю единицы. Если родственники так и не объявились, ребенок попадает в детдом. Но осужденных женщин не смущает ни этот факт, ни рождение ребенка в неволе. Ведь в колонии созданы самые комфортные условия, которым может позавидовать любой ребенок.
Дом ребенка в ИК-22 и правда дает фору всем детским садам Красноярского края. Яркие жалюзи на окнах с героями диснеевских мультиков, новые игрушки, детская мягкая мебель, новые кроватки с цветными одеялами. Старое здание общежития отряда реконструировали в короткий срок, затратив 24 млн рублей. Дом ребенка рассчитан на 40 мест. Для детей предусмотрено все: молочная кухня, прачечная, современные игровые комнаты, медицинский кабинет. С детьми работает психолог, логопед. Во дворе построена детская площадка. Приехавший на открытие дома ребенка директор Федеральной службы исполнения наказаний Александр Реймер оценил результат усилий как спецконтингента, который тоже принимал участие в стройке, так и личного состава колонии. Новый руководитель ФСИН России сразу после назначения отправился в регионы. В Красноярск он приехал с подарком – надувным батутом для малышей, с первого года своей жизни отбывающих срок.
Персонал дома ребенка – «гражданские». И только младшие сотрудники – уборщицы – из числа осужденных. У всего коллектива есть повод для гордости – недавно в «детсаду» появились двойняшки – Герман и Богдан. Их мама – Олеся – молодая девушка. Ей всего 24 года. Но жизненный опыт уже богатый. Дома у Олеси есть сынок. Вот теперь у него появились еще два братика. Муж Олеси также отбывает наказание. Но он выйдет раньше, чем она. К моменту окончания срока заключения двойняшки достигнут 6 лет. Но Олеся надеется на условно-досрочное освобождение.
С детьми мамы общаются по режиму: к грудничкам в ясли приходят на кормление, а к более старшеньким – всего лишь час–полтора в день. Плюс свидания в выходные и прогулки на свежем воздухе. Все основные заботы о детях лежат на персонале. Воспитатели и ночью встанут, и памперс поменяют. Мамы только рады. Об условиях содержания детей говорят только в превосходной степени. Мама 8-месячной дочки Виктория подчеркнула, что красноярский дом ребенка гораздо лучше, чем в Кемеровской области: «Там очень много детей, поэтому внимания каждому малышу меньше уделяют. Моей Леночке врачи ставили даже замедленное развитие. А здесь за месяц с помощью врачей и психологов она стала более подвижна и начинает говорить». У Виктории это тоже второй ребенок. Старшей дочери 4 года. Все заботы по воспитанию внучат готова взять мама Виктории.
Директор дома ребенка Лариса Елизарова не выделяет своих малышей как особенных. Обычные дети. Для нее не важно, за что осудили мать, что она такого совершила противоправного. Атмосфера в доме ребенка действительно как в детсаду. И даже решеток на окнах нет.
комментарии
Александр РЕЙМЕР
директор Федеральной службы исполнения наказаний РФ
– Пока не было своего дома ребенка, женщин отправляли в Кемеровскую область. Это в принципе неправильно. Я был в других домах ребенка. Подход везде стандартный. Хочу отметить, что раздельное содержание матери и ребенка предусмотрено законом. И пока предложений по изменению законодательства в этом вопросе нет. Я не думаю, что все так плохо. Многое зависит от того, какая мама. Если женщине ребенок дорог и нужен, она научится его растить и в таких условиях. Если изначально он ей не нужен, то, какие условия ни создай, толку не будет. Известно, что сейчас идет реформа всей системы исполнения наказаний. В Красноярском крае очень много учреждений ФСИН. Но сотрудникам не стоит вдаваться в панику, никто просто так учреждения не закроет. Процесс долгий. Предполагаем, что реформирование продлится в течение 15 лет. Исправительные учреждения будут перепрофилироваться: часть – в тюрьмы, а часть – в колонии-поселения. В целом оцениваю ГУФСИН края хорошо. Мы были в нескольких учреждениях, везде порядок.