Детский писатель и миссия собак

Детский писатель и миссия собак
Фото: Владимир Мальцев

НКК уже рассказывал о том, как известный красноярский журналист Олег СУСЛОВ совершил двойное превращение – перебрался в Санкт-Петербург и ушел в детскую литературу. В родные места он приехал, чтобы представить новую книгу «Королевство собак» – первую часть литературного сериала, которая называется по имени главного героя, собачьего принца Черное Облачко. Кстати, это реально существующий пес, равно как и практически все герои повести, действие которой происходит в пространстве, легко узнаваемом каждым красноярцем, – Столбы, скала Дед, Удачный… Однако в основе истории – приключенческо-фантастический сюжет о поединке собак с подземными злыми силами.

– Олег, два года назад вы представили в Красноярске «Приключения Дождика и Кораблика», сегодня привезли новую книгу. Это традиция, и так будет дальше?

– Да, книг написано сейчас столько, что я даже задумываюсь – может быть, уже два раза в год делать книжные туры в Красноярск. Меня здесь помнят как журналиста, а с некоторых пор знают как писателя и приходят послушать. Покупатели и читатели моих книг прежде всего мамы, а они, в свою очередь, приводят детей. И кроме того, здесь это более востребовано. В Петербурге намного сложнее. Там приходится объяснять, кто я такой, про что пишу, а в Красноярске встречи с читателями – самая эффективная система презентации. Тираж «Дождика и Кораблика» разошелся, причем не только в крае, потому и «Королевство собак» в Красноярске не случайно…

То есть это связано с системой распространения книги, поскольку я еще и издатель – сам пишу, продюсирую, распространяю. Чтобы выпустить «Дождик и Кораблик» и «Королевство собак», мне нужно было создать свое издательство, которое называется «Черное Облачко, Элли и Рыжа». Работаем дистанционно: художники, верстальщики, корректоры, редакторы живут Питере, Красноярске, Москве.

А кроме того, прямой разговор с читателем помогает решить проблему выбора. На полках магазинов невероятное количество книг, отчего родители и особенно дети теряются, не зная, что выбрать. Одна девочка сказала мне, что купила книжку, потому что у нее обложка розового цвета… Поэтому же многие издания, в том числе талантливых авторов, могут оставаться на полках годами. Встречи с будущими читателями – самый лучший способ дать книге жизнь, иного я пока не вижу. Кстати, именно сейчас в Санкт-Петербурге проходит книжный фестиваль на Дворцовой площади, но я здесь, в Красноярске.

– Вы сказали, что написано уже много – сколько именно?

– Около двух десятков детских книг. Я пишу сериалами, например, серия «Принцесса, сыщик и ее летающий кот» состоит из восьми книжек. Правда, пока они не напечатаны, но по этой книжке, а также по «Приключениям Дождика и Кораблика» уже поставлены спектакли в питерском театре кукол на Моховой.

– Пушкин в одном из писем назвал литературу «промышленной отраслью», а сегодня уже говорят об исчезновении писательства как профессии. Некоторые тоскуют по советским временам, когда тиражи и гонорары позволяли литераторам – не всем, конечно, – жить от книги до книги…

– Думаю, что уже невозможно вернуться к старому, как и вообще ни к чему прошедшему. Когда меня спрашивают, кто я, отвечаю – писатель, это моя работа. Да, сегодня литературный труд изменился, но ведь и не только он. То же самое можно сказать о телевидении, в котором я проработал тридцать лет. Мы нацеливали себя на то, что каждая телевизионная программа должна быть как произведение искусства, но сейчас телевидение существует в совершенно другом формате… То же случилось и с фотографами – все снимают на смартфоны, и критерии профессии оказались размытыми… Если человек не способен перестроиться, меняться, у него нет перспективы. С литературой сегодня происходит то же самое. Мне пришлось осваивать эту профессию. Когда я написал первую сказку, отправил в одно издательство, потом в другое, и, не получив ответа, задумался – сколько я могу ждать? В книжных магазинах представлены сотни авторов, они все талантливые, книги идеально оформлены – как будет со всем этим конкурировать моя книга? И в конце концов решил, что надо самому идти к читателю – так появилось издательство, книжные туры, магазин в интернете…

– Теперь о «Королевстве собак», точнее, о персонажах и прототипах – какова их реальная судьба?

– Это дворовые собаки, которые жили у нас на даче в Удачном, всего их четырнадцать. Мы их кормили много-много лет, спасали, лечили, ставили им чипы, чтобы собаколовы не забрали… Большинство из них живы. Кого-то взяли домой. Черное Облачко живет, как мне сказали, в каком-то из коттеджей в Красноярске. Рыжа, его сестра, там же. Это очень красивая собака, но пугливая, наверное, поэтому с ней ничего плохого не происходит. А вот король Мачо – ему я посвятил вторую книгу серии «Королевства…» – погиб. Это был громадный пес. Его сбила машина, он приполз ко мне на передних лапах и умер на крыльце моей дачи. Я сам копал ему могилу, написал про это стихотворение… И еще в Красноярске, в квартире, у нас жил лабрадор Феллини, который в книге правит подводным царством. Он скончался от опухоли. Мы с женой долго не могли отойти от этой трагедии, и с тех пор никаких собак у нас нет.

– В основу истории легли реальные наблюдения за собачьей жизнью?

– В значительной степени – да. Я даже завел аккаунт в одной из социальных сетей, где отражал их жизнь. Кстати, благодаря чему сохранились их фотографии, и художница Марина Краснова смогла нарисовать собак так, как они действительно выглядели. Потрясающее, фантастическое сходство! А дальше мне нужно было придумать вечную историю – про то, как главный герой книги ищет себя. Черное Облачко должен выполнить волю своего отца, Мачо, не пустить темные силы на землю. Он идет, не зная, что с ним будет, он постоянно размышляет о том, кто он такой, что может сделать в этой жизни, – а в итоге спасает мир. В основе сюжета моя теория о том, что собаки вообще рождены как защитные существа, они пришли в мир, чтобы оберегать и спасать человека. Собаки изначально даны людям, чтобы люди выжили.

– Главная часть речи у ребенка – глагол. Так говорил Корней Чуковский. Книга действительно насыщена действием, но также и сложными ассоциациями, вплоть до египетской мифологии. Насколько они понятны вашим читателям?

– В любом случае для меня детская книга – это приключения. Когда я пишу, стараюсь встать на место читателя, представить, что же мне будет интересно, что за следующим поворотом, куда тропинка свернет и выведет… Если тебя самого «зацепило», то же будет и с читателем – проверено. То же касается и сложных ассоциаций. Если они западут в детскую душу, то у ребенка будет возможность вернуться к ним, исследовать, попытаться найти ответ на волнующие вопросы. Потому что ранее это же произошло с автором.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Срок реализации в Красноярском крае лесоклиматического проекта продлили до 2033 года
В рамках XXVIII Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) РУСАЛ и Федеральное агентство лесного хозяйства договорились о продлении срока реализации лесоклиматического
Без рубрики
23 июня 2025
Говори и делай: Как научиться управлять зависимостью
Мария – молодая женщина. У нее в жизни были семья, любимая дочка, работа и дом. Но все это она променяла
Без рубрики
22 июня 2025
Страницы истории: День памяти и скорби
В 4 часа утра 22 июня 1941 года нацистская Германия без объявления войны перешла границу Советского Союза. Первыми удар приняли