В Сосновоборске на территории следственного изолятора № 6 работает племенной питомник служебного собаководства. Отсюда щенки немецкой овчарки разъезжаются по учреждениям ГУФСИН не только Красноярского края, но и соседних регионов.
На днях здесь побывали корреспонденты НКК и своими глазами увидели, кто и как выращивает хвостатых «бойцов» для службы в пенитенциарной системе.
Главное – это любовь
Для охраны и поддержания порядка в спецучреждениях ГУФСИН сегодня применяются новейшие технические средства: видеокамеры, умная электроника, искусственный интеллект… Но без служебных собак, этих давних и верных помощников человека, невозможно представить работу современной уголовно-исполнительной системы. Ведь еще не появились роботы, которые обладали бы всем комплексом выдающихся собачьих качеств, причем взаимосвязанных между собой: отменным обонянием и мгновенной реакцией, острым слухом и природным чутьем. А если хотите, то и особенным собачьим умом, благодаря которому наши четвероногие друзья безошибочно отличают плохих людей от хороших, умеют предугадывать действия человека, тонко чувствуют его настроение.
В учреждениях ГУФСИН нашего края несут службу более 400 собак. Они обеспечивают охрану объектов, безопасность сотрудников и прочих лиц, находящихся на территориях исправительных учреждений и следственных изоляторов. Несут дежурство на постах, помогают пресечь противоправные действия осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Участвуют в патрулировании и конвоировании спецконтингента, в мероприятиях по розыску беглецов, в досмотрах автотранспорта. Не позволяют пронести или провезти в исправительные учреждения запрещенные вещества и предметы.

Нередко сотрудники других правоохранительных органов обращаются к кинологам ГУФСИН за помощью. Ведь собаки здесь умеют не только хватать и задерживать – у них разные специализации: одних тренируют на поиск наркотиков и взрывчатых веществ, другие умеют хорошо идти по следу. Есть четвероногие, которые отлично ищут вещи по запаху. Незаменимые помощники.
Несколько лет назад в Нижнеингашском районе потерялся ребенок. К его поискам привлекли четырех инструкторов-кинологов с собаками из ИК-50. За 12 часов они нашли заблудившегося в лесу ребенка.
Век служебной собаки примерно восемь лет, а потом она уходит на «пенсию» – ее отдают в хорошие руки добрым проверенным людям. А на замену «пенсионерам» прибывает молодое пополнение – щенки из Сосновоборского питомника.
Это отдельное подразделение на территории СИЗО, оно находится чуть в стороне от остальных зданий. Здесь есть все для того, чтобы будущие служебные собаки появлялись на свет крепкими и здоровыми, получали первоначальное «воспитание» и навыки взаимодействия с человеком.

Уютный административный корпус, где для персонала созданы все удобства. Родильное отделение, ветеринарный кабинет с аппаратом УЗИ, помещения для собачьих «мамочек» со щенками, собачья кухня. Есть даже отдельная комната для груминга, где собакам делают «прически».

На улице вольеры и площадки для дрессировки со специальными сооружениями. Есть и площадка для щенков – «щенкодром» с полосой препятствий для четвероногих малышей, здесь они учатся пространственному ориентированию и развивают сообразительность: чтобы выбраться из лабиринта, собачке приходится подумать…
Кругом чистота и порядок, как в хорошей войсковой части.
А главное, в питомнике работают настоящие профессионалы, которые очень любят собак и готовы терпеливо ухаживать за ними, порой не считаясь с личным временем. Другие на этой работе не приживаются: любовь к братьям нашим меньшим – первейшее качество для кинолога. Здесь трудятся 15 человек, большинство персонала – женщины.
Сперва мы думали, что питомник – это такое место, где из щенков готовят служебных собак и уже взрослыми, обученными отправляют их в учреждения. Оказалось – нет.
Многоплодная Руни
– Наш питомник можно сравнить… даже не со школой, а скорей с детским садом. Здесь живут 10 взрослых собак-производительниц плюс четыре «учебных», это резерв для замены, – рассказывает Любовь Кукарцева, старший инструктор кинологической группы. – «Девочки» наши начинают приносить потомство с двух лет и работают «мамами» до восьми лет. Щенятся раз в год. В помете бывает до восьми щенков. Хотя случаются и собаки-рекордсменки, многоплодные. Была у нас такая – Руни из дома Аксеновых. 14 щенков как-то принесла! И все они были живые, здоровые, выросли хорошими крупными собаками… Вообще восемь лет назад, когда наш питомник только открылся и мы покупали первых производительниц, взяли себе за правило брать только самых лучших представительниц породы – и по экстерьеру, и по рабочим качествам. Везли их из других городов. «Первооткрывательницей», помню, была Зомбина. Уж как мы радовались, когда она принесла первых щенков! Надышаться на них не могли, окружили заботой и вниманием. Сейчас у нас уже дают потомство дети тех собак. Хотя есть еще в работе и одна из первого «отряда».

Любовь родилась в Хакасии. С детства мечтала работать с собаками. Поэтому окончила агроуниверситет, поработала в одной из красноярских колоний ветврачом, а когда открылся этот питомник и ее сюда пригласили, долго не колебалась, так как была твердо уверена: это ее призвание. Собак она понимает как никто другой. Они ее любят и слушаются. Как завидят – виляют хвостами и скулят от радости.

Интересно, что в одном помете всем щенкам дают клички на одну букву алфавита. Читаем таблички с собачьими именами над вольерами: Царина, Лакоста, Саргона, Хеленс, Нуки, Хайдара, Мурена, Интегра, Латакия, Харри, Буря, Ермила, Игра… И годы рождения.
До месяца щенок живет с мамой. Примерно с трех недель он начинает получать прикормку, а в возрасте 45–60 дней проходит плановое тестирование.

– У щенков проверяем звуковые реакции, смотрим, как он ведет себя в помещении, как ориентируется в пространстве, тестируем на апортировочную реакцию, на большие предметы – как он будет на них реагировать, играть… Определяем тип высшей нервной деятельности, – рассказала ветврач питомника Юлия Кузьмина.
Потом будущие Мухтары получают вакцинацию, дегельминтизацию и чипирование. С помощью рентгена проверяют их скелет, опорно-двигательный аппарат, чтобы, не дай бог, не было каких-то экстерьерных отклонений и заболеваний. Все время, что щенок находится в «детсаду», с ним занимаются кинологи.

– Воспитываем как детей! – говорит Любовь Кукарцева. – Приучаем к людям, к окружающей среде… Курс начальной дрессировки, общее послушание.
И к четырем месяцам щенок готов к отправке в «войска». За ним приезжают кинологи и забирают на службу в учреждения. Но сначала им нужно собаку обучить, на это уходит почти год. Кинолог все это время не отходит от своего питомца, даже домой забирает с работы – человек и собака должны быть как одно целое. Но это уже другая история.

В питомнике работают не только со щенками, но и с их мамами. Хорошая овчарка-производительница должна отлично знать службу, поэтому с ней постоянно занимаются по серьезной, взрослой программе: задержание, караульная служба, следовая работа и т. д. От хорошо обученной мамы щенку передадутся ее рабочие качества. Мало того, чтобы собака получила допуск к разведению, она должна регулярно сдавать определенные нормативы, включая защитно-караульную службу. Своеобразные экзамены на право стать мамой.

А потом мы пошли на площадку смотреть, как овчарка Хеленс задерживает «преступника». Замечательная псина из ГУФСИНа. Ее пятимесячный красавец сынок Форкий (для друзей – просто Форик) в это время старательно занимался апортировкой и преодолевал полосу препятствий. Из него, по всем приметам, вырастет отличный караульный пес. Ну и, конечно, потискали собачьих малышей, как без этого. Такие милахи – из рук выпускать не хочется.
Всего за восемь лет с момента основания питомника отсюда отправились на службу в учреждения ГУФСИН регионов Сибири почти 270 щенков.
А папы – кто?
Взрослых «мальчиков» в питомнике нет. Невест возят к ним на свидание в другие учреждения. Иногда будущий папа находится у частных заводчиков. Тоже годится. Главное, чтобы кобель был хорош собой и соответствовал высоким кинологическим и служебным стандартам.
Потому что они лучшие!
Мы спросили: почему питомник специализируется именно на немецкой овчарке? Ведь есть и другие породы служебных собак – алабаи, черные терьеры, доберманы… И вообще, почему в ГУФСИНе предпочитают «немцев»?
Нам объяснили, что для сибирских условий немецкая овчарка идеальная собака – она хорошо переносит холода (лишь бы не было сквозняков). Это универсальная, пластичная порода, пригодная для любых видов службы. Отличается высоким интеллектом и послушанием, легко приспосабливается к человеку, у нее нет излишней агрессии.
Сегодня немецкие овчарки составляют примерно 80 % от всего поголовья служебных собак уголовно-исполнительной системы РФ.

Пять вопросов профессионалам о немецкой овчарке
Среди наших читателей наверняка есть те, кто подумывает завести себе собаку. Возможно, немецкую овчарку. Мы задали несколько вопросов кинологам питомника.
- Кому категорически нельзя заводить «немца»?
– Безответственному человеку! Впрочем, это касается любой породы. К появлению собаки в доме надо готовиться как к появлению ребенка. Надо понимать, что с ней ваша жизнь уже не будет прежней, она изменится. В чем-то придется себе отказывать. Например, ты уже не сможешь уехать куда захочешь. С «немцем» надо много гулять, заниматься…
Спросите себя: я к этому готов? Если да, то вы будете вознаграждены с лихвой: любовью, преданностью и… тем неподражаемым взглядом, которым только собаки умеют смотреть на людей.
- Можно ли держать немецкую овчарку в городской квартире?
– Нужно! Всем – по собаке! Комнату отдельную не надо, это миф. Немецкой овчарке в городской квартире нужен просто небольшой квадратик на коврике. При должном воспитании и уходе ее в доме не видно и не слышно. Главное – достаточно с ней гулять.
- Может ли человек сам воспитать овчарку без участия кинологов?
– Теоретически может при должном желании и стремлении. Но ему понадобится хотя бы специальная литература. Если есть возможность, хорошо, чтобы опытный кинолог дал вам с собакой несколько уроков дрессировки, показал азы. Потому что, даже изучая литературу, вы не всегда сможете правильно понять, как поставить собаку, как правильно дать команду.
- Наслушавшись страшилок про «собак-убийц», хотим спросить: как в этом плане немецкая овчарка? С детьми ладит? Она их не покусает, не покалечит?
– Нет. Все зависит от хозяина. Как хозяин будет относиться к животному, так и животное будет относиться к членам семьи. Уж не знаем, что такого надо делать с «немцем», чтобы он стал злобным к детям. Бить, закрывать, не гулять? Ну, тогда может и проснуться агрессия. Не допускайте этого. «Немец» прекрасно уживается с малышами и вообще в семейном быту. Если собака член семьи, если вы гуляете с ней, везде берете с собой – на речку, на дачу, – то она будет абсолютно безопасна.
- Где купить хорошего щенка немецкой овчарки?
– Главный принцип – брать проверенных собак в проверенных местах. Потому что сейчас появился фенотип, когда собака похожа на немецкую овчарку, и неспециалист, который собаками не занимается, может даже ошибиться, приняв ее за настоящую… Поэтому по первому попавшемуся объявлению, где расхваливают щенка, покупать не надо. Посоветуйтесь с опытным кинологом. Лучше переплатить, но взять собаку с родословной у проверенного заводчика.



