В Красноярске побывал уникальный проект «Елки России», придуманный для популяризации культурного наследия, народных художественных промыслов и ремесел нашей страны.
Дизайнерские елки демонстрировались всего два дня — на «Креативной неделе», но мы успели запечатлеть этих красавиц для вас. А дизайнер, которая их оформляла, Наталья Жижко рассказала, как можно использовать народные промыслы в быту, дома.
Елки России
Проект «Елки России» уже второй год шествует по нашей стране. Его авторы заметили: тема уважения к своим традициям, духовным ценностям народа постепенно тает. Современная молодежь плохо знает традиционную народную культуру и как результат – не может обращаться к ней в своей жизни. Вот и решили дизайнеры помочь молодым людям переосмыслить культурное наследие в виде народных художественных промыслов. А заодно показать, как хохлому, гжель и другие изделия можно использовать дома, в повседневной жизни.
Существует некоторая недооценка нашей культуры, — считает председатель правления Национального союза народных художественных промыслов, заместитель генерального директора ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» Вячеслав Долгов. – Мы много времени отдали тому, чтобы научиться копировать западные образцы. На самом деле – не нужно было этого делать. У нас такой кладезь красоты в изделиях народных промыслов! Из этих колодцев пить и пить свежую воду! Кроме того, все изделия народных промыслов несут положительную энергетику. Эти вещи помогают лучше себя чувствовать и жить в красоте.
В фойе, где открылась выставка дизайнерских елок, действительно, витала положительная энергия. 11 красавиц, украшенных разными изделиями народных промыслов, притягивали внимание.
Всего в Новогодней коллекции 30 елок, — рассказала НКК ее автор, чемпион России и Европы, вице-чемпион мира по профессиональной флористике, дизайнер из Москвы Наталья Жижко. – В проект вовлекаем всех, кто связан с народными промыслами. Благодаря этому выставка постоянно расширяется. В Красноярске, например, представлены четыре новые елки, которые еще нигде не демонстрировались: «Богородская игрушка», «Казанские промыслы», «Русская сказка» и «Бирюсинка» из Красноярского края. Эта елка получилась очень красивой. После креативной недели она на два месяца переедет в Санкт-Петербург в Мариинский театр.
О каждом из своих творений дизайнер рассказала – специально для читателей НКК.
«Птицы счастья. Беломорские узоры»
Эта елка полное олицетворение русского севера – Архангельской области. И народные промыслы на ней представлены беломорские: щепные птицы все в деревянных узорах. В этой елке прослеживается связь с северной дикой природой, деревом, чудными птицами.
Мне показалось, эти пернатые хорошо сочетаются с дикорастущими травами. Я добавила сюда конский щавель, траву, шишки разных размеров, — рассказывает Наталья Жижко. – Все оттенки коричневого природного цвета. И настолько это красиво смотрится с ажурной резьбой щепных птиц! Как будто вся елка порхает!
Рядом расположилась еще одна представительница Беломорья – «Русское поле». В ней использованы беломорские узоры и мезенская роспись. Узоры – вот они вышиты на салфетках.
А роспись – на больших коробах у ног красавицы. Все в теплых натуральных тонах – и дерево, и льняные салфетки.
Использование природных материалов в елках – довольно интересный эксперимент для мены, — признается дизайнер. – Народные художественные промыслы мы воспринимаем немного отстраненно, созерцательно. А их интересно интегрировать в повседневный дизайн интерьера. Например, в украшение новогодней елки. Это дает возможность лучше рассмотреть узоры. Почему бы не сделать традицией рядом с такой красивой елочкой накрывать стол, оформленный с использованием народных художественных промыслов – посуды, текстиля? Это поможет создать семейную традицию собираться вместе за красивым столом за чашкой чая. Остановиться и подумать о самом главном.
Дизайнер считает: рассматривание рисунков народных промыслов – очень важная эмоциональная составляющая нашей жизни. Только не все это понимают. И проходят мимо.
«Царевна Лебедь» из Рязани
Кружевные снежинки, шарики, бантики и перья – чего только нет на этой елке. И кружевные – не фигурально, а по-настоящему. Все прозрачные шары обтянуты тонкой паутинкой рукотворного узора. Вся елка – как будто снята с морозного окна.
Самый лучший дизайн тот, который не нужно придумывать, — говорит автор этого произведения. – Ты его уже где-то видел: на морозных окнах или рассматривая снежинки. Белый цвет и заснеженные ветки. Мне хотелось сделать елку, подернутую инеем.
Яркими пятнами среди этой заснеженной белизны выделяются золоченые блюдца. Это хохлома будущего, как называют ее художники. Почему будущего? Да потому что рисунок на этом золотом поле каждый додумывает сам. Эта недосказанность рождает образы, развивает творческое мышление. И создает контраст для белых кружевных узоров.
Посмотрите, насколько важен контраст. Если мы уберем золото, кружево пропадет, — считает дизайнер. – Сочетание чистой золотой хохломы и кружева по-новому представляет узоры. Они друг с другом взаимодействуют.
«Мелодии Татарстана»
Украшения для этой елки привез в Красноярск Казанский государственный институт культуры. На ней – основные промыслы Татарстана: изделия, выполненные в технике кожаной мозаики, золотая вышивка, керамика.
Эти промыслы у нас существуют благодаря тому, что о них не забывают, — рассказывает руководитель проектного офиса Казанского университета Гузель Мингазова. – Университет организует экспедиции в дальние районы Татарстана для изучения народного творчества. Наша елка получилась домашней, теплой и гостеприимной, каким и является наш Татарстан.
«Красный яр»
Про елку, оформленную игрушками красноярской фабрики «Бирюсинка», дизайнеры говорят: десять из десяти. То есть новогодняя красавица получилась очень удачной, интересной и эклектичной.
В чем эклектика, спросите? Да хотя бы в том, что из елки проросла… береза, а на ветках рядом со стеклянными шарами, украшенными рябиной, примостилась натуральная ветка той же самой рябины. Но это не просто так. Это дизайнерская находка!
В этой елке все – сибирские грибы, ягоды и даже сияющий от мороза воздух. Посмотрите за окно – там такое же серо-переливчатое сияние, — говорит Наталья Жижко. – Это очень естественная идея, когда береза проросла сквозь елку. Эта елка олицетворяет зимний лес. Она обвешана снегирями, клюквой, брусникой, рябиной. И, конечно, украшениями красноярской фабрики. Эти шары и сосульки как нельзя лучше дополняют природный наряд.
Наша елочка так приглянулась организаторам проекта «Елки России», что они решили увезти ее с собой – в Санкт-Петербург. В декабре и январе она будет украшать Мариинский театр.
«Мишкин лес»
Из Московской области приехала к нам Богородская игрушка и елка «Мишкин лес».
На новогоднем дереве разместились вырезанные из дерева медведи – на велосипедах, с балалайками и гармошками, совы, зайцы. Все это, считает дизайнер, связано с образом русского леса.
Это очень домашний, уютный образ, — поясняет Наталья. – Поставишь эту елку в современном интерьере, и она, как машина времени, перенесет вас в атмосферу сказочного леса.
Кстати, «Мишкин лес» — это еще и инклюзивный проект. На елке использовались елочки, изготовленные мастерами подмосковного инклюзивного предприятия. Они очень органично вписались в дизайн.
Дизайн – это, прежде всего, создание атмосферы, впечатления, настроения, — поясняет чемпион России и Европы по флористике. – А когда используешь дерево, природный материал – шишки, кору — нет шанса сделать негармоничное украшение.
«Русские сказки»
На этой елке объединились потешные промыслы Санкт-Петербурга и павловопосадские платки из Московской области.
Щелкунчики, мышиные короли и русские красавицы здесь соседствовали с расписными ложками и традиционными елочными украшениями. Герои сказок как будто шагнули к нам со страниц книг, которые сложены стопкой под этой елочкой.
В сказках даже елка расцветает диковинными цветами. Вот и я украсила эту красавицу кистями и травой, — показывает Наталья Жижко. – Это очень интересный эклектичный образ, который меня вдохновил на создание винтажного дизайна. Рисунки с павловопосадских платков с ягодами и цветами, витиеватой росписью хорошо перетекают в материал, который используется в елке.
«Ягодное чаепитие», гжель
Гжель своим бело-синим цветом как будто вышла из зимы. Засахаренные сосульки, шишки, свисающие с веток, керамические конфеты, чайнички и шишки – такое впечатление, что их разбросал здесь сумасшедший шляпник из «Алисы в Стране чудес».
В некоторых дизайнах хочется эклектики, контраста, а в других настолько все гармонично, что ты просто берешь рисунок, цветовое сочетание и раскрываешь эту гармонию, — признается Наталья. – В голубой тональности елки, конфетах, висящих на ветках, – детское впечатление. Это чаепитие зимним морозным вечером около елки. Эти чайнички, избушки на курьих ножках, баба Яга – все очень милое и родное. Такое чувство, что за окном мороз, а ты сидишь и пьешь чай с морожеными ягодами и конфетами.
«Русский пир»
Эту модель мастерица называет: царь-елка. Она и самая высокая, и самая яркая. Да и украшена традиционной хохломой – красно-черно-золотой из Нижегородской области.
Сочетание красного, черного и золотого – цветовой генокод стабильности, богатства и уверенности, — считает флорист. – И все это через преподнесение традиционного народного творчества – хохломской росписи, которая зародилась от иконописи. Конечно, это царь-елка!
Хохломе здесь посвящены три елки. Правда, роспись представлена в разных цветах. Кроме красной хохломы, оказывается, бывает синяя и зеленая.
Синяя хохлома с павловопосадскими платками и сливочными цветами – прообраз масленицы.
Мне показалось – все здесь в ожидании весны, даже елка расцвела, — говорит мастерица.
А хохлому в зеленом цвете создали в память о знаменитой певице Людмиле Зыкиной, она так и называется «зыкинская».
Казалось, зеленая роспись на зеленой елке пропадет, но нет – новогодняя красавица выглядит яркой и цветастой.
Как будто сама елка расписная, — удовлетворенно смотрит на свое творение Наталья Жижко. – Гармония зеленого соответствует дизайну.
Наталья считает: такие новогодние деревья может создать каждый. И тогда новый год придет в дом особенный – принесет с собой атмосферу и тепло народных художественных промыслов, которые мы незаслуженно забываем.
Для справки
По данным Минпромторга, в России стремительно сокращается количество народных художественных промыслов. За 30 лет страна лишилась более 200 промыслов, на порядок сократилась численность художников, работающих в этом направлении.
В промыслах сегодня работает не более 10 тысяч мастеров.
Фабрики для выживания вынуждены выпускать изделия, которые нельзя отнести к НХП и которые реализуются даже без собственной маркировки. Например, одно из ведущих предприятий художественных промыслов России «Дулево» долгое время изготавливало посуду для «Икеи», вынужденно развивая шведскую экономику.