До и после зимника

Почему в Эвенкии с нетерпением ждут 60-градусных морозов?

До и после зимника Почему в Эвенкии с нетерпением ждут 60-градусных морозов?

Зима в Эвенкии – благодатное время. Пусть морозы стоят под 50, но зато именно в это время для жителей отдаленных труднодоступных поселков открываются пути к цивилизации. Зимники здесь по-настоящему называют дорогами жизни. Именно по снежным и ледовым трассам в эвенкийские поселения завозятся продукты питания, стройматериалы и ГСМ. Только зимой в магазинах Ессея или Тутончан можно встретить свежие овощи или фрукты по умеренным ценам.

Вместо дорог одни направления

Середина февраля, а основная часть зимников в Эвенкии только-только открылась. В этом году морозы здесь небольшие – всего 40 градусов, так что земля, а тем более реки промерзнуть как следует не успели.

– Эх, подольше бы постояли холода, да не 40, а 50–60 градусов, тогда мы бы все зимники открыли, – вздыхает начальник управления автомобильных дорог по Эвенкийскому муниципальному району Валерий Фарукшин.

зимникиСамый длинный зимник, который соединяет Туру с поселками Эконда, Чиринда и Ессей, ведет за полярный круг. Но эвенкийским дорожникам Заполярье неинтересно, их главная задача – дойти до самого дальнего населенного пункта, в котором живет более 700 человек.

От столицы Эвенкии до якутского поселка Ессей 607 км. Зимник здесь работает вовсю. Как раз когда мы с проверкой выезжаем на трассу, в Ессей отправляется отряд дорожников. Чистить трассу. Она здесь бугристая и снежная. В феврале, говорят, снега в Эвенкии не так много. В марте начинаются метели, тогда дорогу нужно чистить чаще.

Зимник на Севере – дорога жизни. Хотя, по словам Валерия Фарукшина, это снежное или ледовое покрытие сложно назвать дорогой. Он замечает:

– Дорога у нас одна – федеральная трасса, которая из Туры идет в аэропорт. А остальные – только направления.

И, действительно, асфальтированных покрытий здесь не встретишь, хотя асфальтовый завод близ Туры имеется. Когда-то, лет 10 назад, он исправно работал, выдавая необходимое количество асфальта. Им сейчас укатаны улицы столицы Эвенкии. Специалисты отмечают: столько лет прошло, а покрытие служит исправно.

Федеральная трасса вот уже три года в ремонте. Для туринцев это событие, потому что никаких работ на этой дороге не проводилось со времен ее постройки в 1990-х годах. Сегодня ее засыпают щебенкой. Этого достаточно – движение здесь небольшое.

Асфальтовый завод пока служит базой для местных дорожников. Здесь же вырабатывают щебенку для ремонта федеральной трассы. И надеются на лучшие времена: вдруг руководство края или муниципального района решит все же покрывать дороги и улицы столицы более прочной смесью, тут и пригодится материальная база предприятия…

На машине по реке

Каждый год в Эвенкии создается 4 333 км зимников, 1 120 км из них – ледовые дороги. То есть проходят по льду замерзших рек. Специалисты считают их самыми проблемными – и в создании, и в обслуживании. На земле трассу может только замести, а на реке ровность пути зависит от качества осеннего ледостава и поведения боковых речушек, впадающих в Нижнюю Тунгуску. Выплывающая из них вода образует наледи на речной дороге, которые затрудняют движение.

– Приходится либо объездные дороги делать, либо устанавливать специальные заграждения, чтобы наледь не шла на дорожное полотно, – поясняет Валерий Фарукшин.

Дорожники замечают: в этом году ледостав шел просто отвратительно – река замерзала, затем ломала лед и снова застывала. Так что сейчас обочины ледового пути Тура – Байкит сплошь усеяны торосами – вертикально стоящими льдинами, образующими живой забор речного пути.

ГСМ на вес золота

В Эвенкии практически все дороги первой категории (категорийность здесь определяется по социальной значимости трассы). Эти пути ведут в поселки, куда завоз всех жизненно необходимых продуктов происходит только по земле и только зимой, когда замерзают окружающие их болота. Самые дальние и труднодоступные в этом отношении – Юкта и Кислокан. Если к другим поселкам можно летом подойти по воде, эти доступны только по зимникам. А еще по воздуху. Но последний вариант настолько дорог, что местные власти стараются завезти все необходимое в отрезанные населенные пункты за несколько месяцев зимы. Именно в холода в магазинах делаются запасы продуктов долговременного хранения, а также горюче-смазочных материалов. ГСМ на Севере – продукт первой необходимости. Коренное население все больше покупает снегоходы, автомобили, квадроциклы, лодочные моторы, так что топливо пользуется повышенным спросом. И страх перед отсутствием стратегического продукта настолько велик, что в некоторых поселениях он пользуется ажиотажным спросом.

– Несколько лет назад в одном из поселков местные жители, испугавшись плохих зимников, вмиг раскупили имеющееся топливо и складировали его у себя в гаражах. А затем даже пытались приторговывать ГСМ – уже по повышенным ценам, – вспоминает руководитель муниципального предприятия «Эвенкиянефтепродукт» Аркадий Шатунов.

Кстати, в этом году из-за теплой погоды Юкта и Кислокан чуть было не остались без ГСМ. Зимник сюда открыли только после 8 марта. А сегодня уже поговаривают о его закрытии – днем температура воздуха достигает плюсовых температур, дорога подтаивает, становится опасна для движения. Но ничего, в это небольшое окошко, подаренное муниципалам погодой, в труднодоступные районы бензовозы идут один за одним – нефтяники успевают завезти более 300 тонн нефтепродуктов.

Подарок к Новому году

Зимники в Эвенкии стараются открыть в конце декабря – искусственно наплавляют ледовые переправы, расчищают дороги. И все для того, чтобы новогодний стол обошелся местным жителям не так дорого. Завоз продуктов машинами из Красноярска в Туру обходится на порядок дешевле, чем самолетом. Доставка воздухом одного килограмма продукта тянет на 120 рублей.

– Бывают сезоны, когда мало воды в реке, и навигация сокращается до минимума – суда в эвенкийские поселки не проходят, – рассказывает Валерий Фарукшин. – Это тоже усложняет доставку. В 2013 году как раз было сухое лето, картошка и помидоры в магазинах Туры стоили одинаково – 180 рублей килограмм. Из-за того, что везли их самолетами.

Межсезонье для разных населенных пунктов этого субполярного района – понятие относительное. Для одних поселков (куда товары доставляются по воде) оно начинается в сентябре (замерзает вода) и продолжается до конца декабря (становление зимников), для других (с сухопутной доставкой) открывается в мае (зимник действует до апреля) и заканчивается в конце декабря. Все это время «вкусненькое» в оторванные от центра поселки доставляется вертолетом. Но это, как говорит глава Эвенкийского муниципального района Петр Суворов, «с государственной точки зрения не проблема – просто Эвенкию нужно принимать такой».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности