Зима в Эвенкии – благодатное время. Пусть морозы стоят под 50, но зато именно в это время для жителей отдаленных труднодоступных поселков открываются пути к цивилизации. Зимники здесь по-настоящему называют дорогами жизни. Именно по снежным и ледовым трассам в эвенкийские поселения завозятся продукты питания, стройматериалы и ГСМ. Только зимой в магазинах Ессея или Тутончан можно встретить свежие овощи или фрукты по умеренным ценам.
Вместо дорог одни направления
Середина февраля, а основная часть зимников в Эвенкии только-только открылась. В этом году морозы здесь небольшие – всего 40 градусов, так что земля, а тем более реки промерзнуть как следует не успели.
– Эх, подольше бы постояли холода, да не 40, а 50–60 градусов, тогда мы бы все зимники открыли, – вздыхает начальник управления автомобильных дорог по Эвенкийскому муниципальному району Валерий Фарукшин.
Самый длинный зимник, который соединяет Туру с поселками Эконда, Чиринда и Ессей, ведет за полярный круг. Но эвенкийским дорожникам Заполярье неинтересно, их главная задача – дойти до самого дальнего населенного пункта, в котором живет более 700 человек.
От столицы Эвенкии до якутского поселка Ессей 607 км. Зимник здесь работает вовсю. Как раз когда мы с проверкой выезжаем на трассу, в Ессей отправляется отряд дорожников. Чистить трассу. Она здесь бугристая и снежная. В феврале, говорят, снега в Эвенкии не так много. В марте начинаются метели, тогда дорогу нужно чистить чаще.
Зимник на Севере – дорога жизни. Хотя, по словам Валерия Фарукшина, это снежное или ледовое покрытие сложно назвать дорогой. Он замечает:
– Дорога у нас одна – федеральная трасса, которая из Туры идет в аэропорт. А остальные – только направления.
И, действительно, асфальтированных покрытий здесь не встретишь, хотя асфальтовый завод близ Туры имеется. Когда-то, лет 10 назад, он исправно работал, выдавая необходимое количество асфальта. Им сейчас укатаны улицы столицы Эвенкии. Специалисты отмечают: столько лет прошло, а покрытие служит исправно.
Федеральная трасса вот уже три года в ремонте. Для туринцев это событие, потому что никаких работ на этой дороге не проводилось со времен ее постройки в 1990-х годах. Сегодня ее засыпают щебенкой. Этого достаточно – движение здесь небольшое.
Асфальтовый завод пока служит базой для местных дорожников. Здесь же вырабатывают щебенку для ремонта федеральной трассы. И надеются на лучшие времена: вдруг руководство края или муниципального района решит все же покрывать дороги и улицы столицы более прочной смесью, тут и пригодится материальная база предприятия…
На машине по реке
Каждый год в Эвенкии создается 4 333 км зимников, 1 120 км из них – ледовые дороги. То есть проходят по льду замерзших рек. Специалисты считают их самыми проблемными – и в создании, и в обслуживании. На земле трассу может только замести, а на реке ровность пути зависит от качества осеннего ледостава и поведения боковых речушек, впадающих в Нижнюю Тунгуску. Выплывающая из них вода образует наледи на речной дороге, которые затрудняют движение.
– Приходится либо объездные дороги делать, либо устанавливать специальные заграждения, чтобы наледь не шла на дорожное полотно, – поясняет Валерий Фарукшин.
Дорожники замечают: в этом году ледостав шел просто отвратительно – река замерзала, затем ломала лед и снова застывала. Так что сейчас обочины ледового пути Тура – Байкит сплошь усеяны торосами – вертикально стоящими льдинами, образующими живой забор речного пути.
ГСМ на вес золота
В Эвенкии практически все дороги первой категории (категорийность здесь определяется по социальной значимости трассы). Эти пути ведут в поселки, куда завоз всех жизненно необходимых продуктов происходит только по земле и только зимой, когда замерзают окружающие их болота. Самые дальние и труднодоступные в этом отношении – Юкта и Кислокан. Если к другим поселкам можно летом подойти по воде, эти доступны только по зимникам. А еще по воздуху. Но последний вариант настолько дорог, что местные власти стараются завезти все необходимое в отрезанные населенные пункты за несколько месяцев зимы. Именно в холода в магазинах делаются запасы продуктов долговременного хранения, а также горюче-смазочных материалов. ГСМ на Севере – продукт первой необходимости. Коренное население все больше покупает снегоходы, автомобили, квадроциклы, лодочные моторы, так что топливо пользуется повышенным спросом. И страх перед отсутствием стратегического продукта настолько велик, что в некоторых поселениях он пользуется ажиотажным спросом.
– Несколько лет назад в одном из поселков местные жители, испугавшись плохих зимников, вмиг раскупили имеющееся топливо и складировали его у себя в гаражах. А затем даже пытались приторговывать ГСМ – уже по повышенным ценам, – вспоминает руководитель муниципального предприятия «Эвенкиянефтепродукт» Аркадий Шатунов.
Кстати, в этом году из-за теплой погоды Юкта и Кислокан чуть было не остались без ГСМ. Зимник сюда открыли только после 8 марта. А сегодня уже поговаривают о его закрытии – днем температура воздуха достигает плюсовых температур, дорога подтаивает, становится опасна для движения. Но ничего, в это небольшое окошко, подаренное муниципалам погодой, в труднодоступные районы бензовозы идут один за одним – нефтяники успевают завезти более 300 тонн нефтепродуктов.
Подарок к Новому году
Зимники в Эвенкии стараются открыть в конце декабря – искусственно наплавляют ледовые переправы, расчищают дороги. И все для того, чтобы новогодний стол обошелся местным жителям не так дорого. Завоз продуктов машинами из Красноярска в Туру обходится на порядок дешевле, чем самолетом. Доставка воздухом одного килограмма продукта тянет на 120 рублей.
– Бывают сезоны, когда мало воды в реке, и навигация сокращается до минимума – суда в эвенкийские поселки не проходят, – рассказывает Валерий Фарукшин. – Это тоже усложняет доставку. В 2013 году как раз было сухое лето, картошка и помидоры в магазинах Туры стоили одинаково – 180 рублей килограмм. Из-за того, что везли их самолетами.
Межсезонье для разных населенных пунктов этого субполярного района – понятие относительное. Для одних поселков (куда товары доставляются по воде) оно начинается в сентябре (замерзает вода) и продолжается до конца декабря (становление зимников), для других (с сухопутной доставкой) открывается в мае (зимник действует до апреля) и заканчивается в конце декабря. Все это время «вкусненькое» в оторванные от центра поселки доставляется вертолетом. Но это, как говорит глава Эвенкийского муниципального района Петр Суворов, «с государственной точки зрения не проблема – просто Эвенкию нужно принимать такой».