До последнего солдата

Через 72 года после войны продолжается поиск без вести пропавших

До последнего солдата Через 72 года после войны продолжается поиск без вести пропавших

Есть известное изречение «Война не закончена, пока не похоронен последний солдат». Специалисты уверяют, что воплощать в реальность эти слова нам придется еще очень долго, хотя сотни поисковых отрядов работают в России, открыты архивы – у нас и за рубежом…

Видимо, мы не до конца представляем – и вряд ли представим – истинный масштаб самой кровопролитной в истории войны, на которой погибли десятки миллионов, и часто погибали так, что следа не оставалось. Постоянно нам сообщают о том, что еще одно имя установлено, еще одним пропавшим без вести стало меньше, но масштабы потерь настолько огромны, что до того самого «последнего солдата» нам еще идти и идти. Остается только одно – каждый день делать хотя бы маленький шаг вперед.

Для начала – вроде бы обычная история. Жительница Красноярска Мария Никитична Кузнецова нашла могилу своего отца.

– Сначала обратилась в военкомат Центрального района, но там меня отфутболили, – рассказывает она. – У меня осталась копия папиной похоронки, в ней указано, что пришла она из Орловской области. Эту копию вместе с письмом я отослала в администрацию Орла – и, представляете, там очень хорошо ко мне отнеслись, прислали схему захоронения на семи страницах, с подробным объяснением, как добраться до братской могилы. Звали папу Никита Ефимович Коньшин, 1910 года рождения, работал он трактористом в Рыбинском районе. Призван в июле 41-го года, как раз после того, как моя сестра родилась. Мама рассказывала, по его письмам, что он в одиночку в тыл за языком ходил. Характер у отца был крепкий, бойцовский. Погиб он в апреле 43-года по нелепой случайности – готовился к очередному рейду в тыл врага, проверял оружие, и граната в руках взорвалась…

В октябре прошлого года я побывала там, где папа похоронен. Встретили очень хорошо, глава сельского поселения и бывший председатель сельсовета проводили до могилы, рассказали, как здесь бои проходили. Память о войне там хранят, передают из поколения в поколение. После этого я прочитала книгу венгерского писателя, который в тех местах воевал. Он рассказывал, что погнали их, когда пришли подразделения из Сибири, сильные, хорошо одетые, вооруженные, и как немцы подставляли сначала под удар венгров, румын, и те умирали, как мухи, а потом только сами шли в бой.

В списках не значился

Бесследно исчезнуть на той войне было бесконечное число возможностей. На первый взгляд, самая очевидная – когда даже останков человека не найдешь, потому что их, по сути, нет. После американских бомбардировок Токио, Дрездена, Хиросимы и Нагасаки пропавшие без вести исчислялись десятками тысяч, потому что огненный смерч (это не метафора, а обозначение физического явления) и температура от пожаров, превышавшая тысячу градусов, в буквальном смысле превращали людей в пепел. В подавляющем большинстве это было гражданское население. Казалось бы, армия – другое дело. Там любой человек учтен, после каждого боя подсчитываются потери. (Поэтому официальная цифра военных потерь СССР смотрится более-менее точной – 8 886 400 человек – на фоне приблизительных 27 миллионов общих потерь: т. е. на одного погибшего военного приходилось более трех мирных жителей.)

+Емельяново-Ветераны-Карлова--49-Олег-Кузьмин_1.jpgНа самом деле строгий армейский учет дает сбои, а на такой войне – сбои масштабные. В первый год войны попадали в окружение и уничтожались целые полки вместе со штабами и архивами. Армии попадали в плен, тысячи солдат исчезали на чужбине бесследно. Коллизия, описанная в известной повести Бориса Васильева «В списках не значился», происходила с ротами, полками. Например, маршевое подразделение – т. е. временно сформированное из личного состава запасных частей для пополнения действующей армии – по пути на передовую попадает под бомбежку, гибнет почти полностью. В итоге – люди сняты с довольствия в своих частях, а до других не добрались. По документам они нигде не значатся. Конечно, имена погибших иногда удавалось восстановить, но далеко не всегда. А что касается документов, «смертных» патронов, где хранились записки с именем и адресом бойца, то это зацепка важная, но по понятным причинам не самая надежная. Тем более в наше время каждая такая находка – большая редкость, о которой рассказывают всей стране.

Интернет и архивы

+Емельяново-Ветераны-Карлова--56-Олег-Кузьмин.jpgВ последние годы возможности отыскать, где похоронен погибший солдат, прояснить судьбу пропавшего без вести не сравнимы с теми, что были полтора-два десятка лет назад. Документы, хранящиеся в архивах – российских и зарубежных, – переводятся в цифровой формат. (Согласно обобщенной базе данных «Мемориал», оцифровано 17 миллионов копий документов о потерях, однако существенная часть архивов ждет своей очереди.)

Интернет позволяет оперативно обмениваться информацией. Но все равно поиск погибшего или пропавшего без вести солдата похож на сложнейшее расследование, в котором любая деталь играет важную, а иногда решающую роль.

Не так давно СМИ сообщили о том, что «Поисковое движение России» запускает проект «Судьба солдата». По словам руководителя движения, члена Общественной палаты РФ Елены Цунаевой, проект призван помочь людям отыскать своих родственников, без вести пропавших во время Великой Отечественной войны. У проекта два основных направления – научно-исследовательское, то есть собственно поиск пропавших, и просветительское.

– Главная наша задача – дать людям понять: если они приложат максимум усилий, то смогут самостоятельно разыскать родственников, пропавших без вести во время Великой Отечественной, – сказала Елена Цунаева в интервью «АиФ». – Бывают, конечно, сложные случаи, в которых без профессиональной помощи не обойтись, но зачастую человеку достаточно просто знать о том, что банки с цифровыми документами существуют. В рамках проекта «Судьба солдата» проводится сбор заявок. Во время памятных дат, таких как День защитника Отечества, День памяти и скорби, День Неизвестного Солдата, в крупных городах России действуют общественные приемные «Поискового движения России». Через них все желающие могут оставить свой запрос на розыск солдата. Для тех же, кто живет в отдаленных населенных пунктах без Интернета и возможности выбраться в приемную, поисковики проводят специальные выезды по сбору заявок и документов.

Поисковики используют в работе все основные источники информации – портал Минобороны «Память народа», где собраны все документы по безвозвратным потерям и журналы боевых действий, архив МО РФ, Российский государственный военный архив, Военно-медицинский музей Санкт-Петербурга, Российский государственный архив социально-политической истории, где можно добыть информацию по подпольщикам и партизанам, Государственный военный архив по награждениям. Налажено взаимодействие с коллегами из Германии, Нидерландов, Польши и других стран, где также есть архивные базы данных. Помогают в поиске региональные архивы. В частности, Елена Цунаева приводит пример новосибирских поисковиков, сумевших по госпитальным спискам установить имена нескольких военнослужащих, считавшихся пропавшими без вести.

Как и где искать

Поскольку речь шла о проекте «Поискового движения России», следует зайти на сайт организации, найти сервис «Установить судьбу солдата», а дальше уже действовать согласно инструкции.

Также можно обратиться к региональным представителям «Движения» – там дадут совет, что нужно делать, а при необходимости помогут тем, кто не знаком даже с азами компьютерной грамотности. Координаты регионалов также можно найти на сайте либо разузнать их на странице «Движения» «ВКонтакте».

Куда важнее собрать как можно больше данных о человеке, которого вы ищете. Обязательно фамилия, имя, отчество и место призыва. Но и любые другие, даже, казалось бы, самые незначительные сведения могут сыграть значительную роль в поиске – письма, адрес полевой почты, финансовые документы, справки и пр. Кстати, поисковики, вопреки общему мнению, не считают принципиально важным портрет пропавшего без вести. Фотографии прилагались только к личным делам офицерского состава, к тому же сличать изображения – дело не самое эффективное. Куда более значимой зацепкой может оказаться не лицо, а награда, попавшая на снимок, детали формы – петлицы, погоны, головной убор.

Еще один важный момент – если не получается найти нужного вам человека, специалисты советуют набрать несколько вариантов фамилии (например, Симонов – Симанов), отчества (Никитич – Никитович), поскольку писарь мог ошибиться, и из-за одной буквы поиск может пойти в неверном направлении. Наконец, общий совет – быть терпеливым и упорным.

Ниже мы приводим электронные и почтовые адреса, которые могут пригодиться тем, кто разыскивает без вести пропавших на войне.

СПРАВКА

«Поисковое движение России»: rf-poisk.ru

«Память народа»: www.pamyat-naroda.ru

Обобщенная база данных «Мемориал»: www.obd-memorial.ru

Всероссийский информационно-поисковый центр «Отечество»: https://v-ipc.ru

Центральный архив Министерства обороны РФ: 142100, Московская область, г. Подольск, ул. Кирова, 74

Филиал военно-медицинских документов ЦАМО РФ: 191180, Санкт-Петербург, Лазаретный пер., 2 (здесь можно получить сведения о ранениях. Писать туда стоит, даже если нет информации, имел ли разыскиваемый ранения. – ваш родственник мог просто умолчать об этом)

Центральный военно-морской архив МО РФ: 188300, Ленинградская область, г. Гатчина, Красноармейский проспект, 2, тел. 8 (813-71) 9-48-81 (сведения о судьбе военнослужащих частей Военно-Морского Флота, в том числе и береговой обороны)

Центр розыска и информации Российского общества Красного Креста: 107031, Россия, Москва, ул. Кузнецкий Мост, 18/7, тел. 8 (495) 621-71-75 (здесь можно проверить предположение о том, что разыскиваемый мог попасть в плен)

Государственный архив Российской Федерации: 119435, Москва, ул. Большая Пироговская, 17, тел. 8 (495) 580-88-41

Управление ФСБ РФ по довоенному месту жительства и месту рождения разыскиваемого

Военкомат по месту призыва разыскиваемого

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного