Об истории производства в Красноярске полкового миномета образца 1941 года (ПМ-41) можно написать целый роман. Детище Бориса Ивановича Шавырина могло вообще не увидеть свет. Ведь накануне наркомат госбезопасности завел на конструктора дело о злостном вредительстве. Чем заканчивались такие дела – известно.
Шавырина спасло вмешательство наркома вооружений Ванникова, который понимал всю значимость работы конструктора. С началом войны перед руководством СССР встала, казалось бы, нерешаемая задача: нарастить производство вооружений в условиях потери огромного количества территории, индустриальных мощностей и квалифицированных специалистов. Сделать это можно было только предельно упрощая конструкцию – с производством должны были справляться женщины и подростки, заменившие ушедших на фронт мужчин.
Задача упростить 120-миллиметровый полковой миномет была поставлена Шавырину и наркому вооружений Устинову лично Сталиным. Работа по модернизации модели 1938 года была завершена в невероятно короткие сроки – всего за месяц. А в ноябре 1941 года в Красноярск на завод № 4 им. К. Е. Ворошилова (будущий Красмаш) были отправлены чертежи на ПМ-41 и полная технологическая документация его изготовления.
А дальше произошло невероятное. Принятие нового образца на вооружение проходит через этап изготовления опытного образца, заводских испытаний, государственных испытаний и госприемки. И только после этого начинается серийное производство.
Однако руководство Красмаша приняло решение, которое можно назвать и безрассудным, и авантюристическим, – сразу же запустить упрощенную модель в серийное производство. Риск был колоссальным. Если бы расчеты конструкторов оказались неверными и ПМ-41 оказался бы не соответствующим предъявляемым требованиям, всем, кто участвовал в принятии решения об ускоренном производстве, грозила бы ответственность по законам военного времени.
Но, рискуя карьерой и даже жизнью, руководители Красмаша, и прежде всего директор Яков Абрамович Шифрин, думали не о собственной судьбе, а о необходимости скорейшей отправки на фронт нужного, как воздух, оружия.
Об этом же думали и рабочие завода, трудившиеся в сорокаградусные морозы первой военной зимы в слабо приспособленных производственных помещениях.
Уже в 1941 году на фронт отправились первые 233 единицы ПМ-41. Всего же за годы войны завод изготовил более 5 тысяч минометов. Интересно, что во многих армиях мира ПМ-41 до сих пор на вооружении.
Материалы и фото предоставлены музеем АО «Красмаш»