В Красноярске открылась первая заправочная станция для электромобилей – электроЗС, или сокращенно – ЭЗС.
Несмотря на то что в городе, по данным ГИБДД, зарегистрировано всего три электромобиля, руководство города, инициаторы проекта считают: такие станции открывать надо. Не только в столице края, но и повсеместно: рано или поздно электромобили массово появятся на наших дорогах – а заправки для них уже готовы.
Этот проект у нас в крае продвигают энергетики. Электрозаправка ЕVC-100 серии Premium появилась в парковочном кармане на привокзальной площади Красноярска напротив здания МРСК по ул. Бограда, 144а. Она работает в быстром (трехфазном, 32 ампера) режиме зарядки: электромобиль «заправляется» всего 20–30 минут. Причем зарядить его здесь можно совершенно бесплатно.
Инициаторы не скрывают, что проект носит скорее имиджевый характер, чем практический.
– Мы не ставим целью получение прибыли. Мы хотим, чтобы электромобилей в сибирских городах стало больше. Можно считать эту и будущие электрозаправки нашим вкладом в дело улучшения экологической обстановки, – сказал генеральный директор ПАО «МРСК Сибири» Виталий Иванов. – В январе-феврале поставим еще две ЭЗС в Красноярске: на улице Шахтеров и в новом терминале аэропорта. В европейской части страны открыто уже порядка 150 ЭЗС: «Россети» являются федеральным оператором проекта.
Михаил Бренч – владелец редкой птицы в наших краях: у него электромобиль Nissan Leaf. Он первый зарядил свою машину от бесплатной «розетки». Процесс занял около 20 минут – этого достаточно, чтобы машина могла проехать примерно 100 километров. Электромобиль очень экономичен: если пересчитать стоимость электричества, которое тратится на заправку машины от домашней розетки, на стоимость бензина, то одна зарядка стоит как 1,5 литра жидкого топлива.
Однако, несмотря на все выгоды, сибиряки пока не спешат массово пересаживаться на электромобили. Да и россияне в целом. По данным аналитического агентства «Автостат» на 1 июля 2017 года, по дорогам России ездило всего около 1,1 тыс. таких машин. Причем отечественных электромобилей LADA Ellada среди них меньше сотни. Остальные импортные.
Причина здесь не только в высокой цене электрокаров, а прежде всего в нашем климате. Несмотря на рекламные обещания, в такие морозы, какие стоят сейчас, машина на батарейках не может проехать заявленное расстояние – многие автоэксперты не раз проверяли это на практике, их отчеты есть в Интернете.
Но инженеры – и российские, и зарубежные – упорно работают над тем, чтобы электромобили ездили в любом климате. Когда-нибудь обязательно появятся «морозостойкие» модели, и россияне станут их массово покупать. Прогресс не остановить. Тем более если в стране будет создана сеть ЭЗС, где в любой момент можно будет подзарядиться.
Например, электробусы уже есть. Причем российского производства. Они способны работать и в минус 45. По Москве такие уже катаются в экспериментальном режиме, по Минску – в обычном порядке. Красноярские транспортные чиновники давно обещают, что первый электробус скоро будут испытывать и у нас, правда, сроки все время переносятся. Но в этом году – уже вроде бы стопроцентно. По словам первого заместителя главы города Владислава Логинова, развитие электротранспорта в Красноярске – это перспективный проект, никто от него отказываться не собирается, так как он позволит улучшить экологическую ситуацию.
А как у них?
В сентябре 2017 года на территории Китая работало более 167 тыс. электрозаправочных станций. КНР стала первой страной в мире по их количеству. К 2020 году здесь будет построено еще 120 тыс. ЭЗС в 202 городах страны.
В 2016 году в Японии на 35 тыс. бензозаправок приходилось 40 тыс. станций подзарядки электромобилей.
За шесть последних лет сеть станций зарядки электромобилей в США увеличилась с 5 070 до 50 990. Лидирует Калифорния. Что неудивительно – там тепло.
По прогнозам Bloomberg, к 2040 году в мире будет 41 млн станций зарядки электромобилей.