Доказательства первичны

Службе криминалистики России 65 лет

Доказательства первичны Службе криминалистики России 65 лет

Создавалась она еще при прокуратуре и стала связующим звеном между криминалистической наукой и практической работой следователей. Сегодня служба криминалистики в ведомстве Следственного комитета России. Суть ее не поменялась, а вот технологии шагнули далеко вперед. Благодаря криминалистической науке следователям удается раскрывать самые сложные преступления. В том числе совершенные много лет назад.

 

Там, где произошло преступление

Журналисты НКК побывали в святая святых криминалистической службы края – там, где проходят практику следователи из районов, где исследуются вещественные доказательства и работают суперпрофессионалы.

…Руководитель управления криминалистики СК РФ ГСУ по Красноярскому краю Артем Кротов открывает тяжелую дверь небольшого здания – и мы попадаем прямо на место преступления. На полу манекен – труп девушки с кровавыми подтеками, кровь на стенах. В небольшой комнате беспорядок: смята постель, опрокинуты стулья с обломанными ножками, раскурочен шкаф. Видно, что жертва сопротивлялась.

– Здесь мы показываем молодым следователям, какие следы нужно изымать, как правильно это делать, – рассказывает Артем Александрович. – Чтобы они не растерялись в реальной ситуации. Когда впервые выезжают на преступление, многие теряются: труп лежит, родственники плачут, вокруг беготня. А следователь должен все найти и правильно описать. Малейшая ошибка может привести к признанию доказательств недопустимыми или к повреждению доказательств. Поэтому во время следственных действий все нужно делать правильно.

В этой комнате преступник оставил более 15 следов. Их и должен найти следователь-практикант.

Рядом с домом, в котором совершено преступление, на лужайке стоит простреленная машина. Здесь убили водителя. Чуть дальше – воронки от взрывов при теракте, костер, в котором сжигали жертву, а в яме под ветками захоронен труп. Ситуация, конечно же, смоделирована, создана для обучения новичков.

Все эти объекты исследуют с помощью специального оборудования, которое имеется на вооружении управления криминалистики. Георадар определяет неоднородность грунта. Например, если убитого закапывали, то прибор сразу увидит: грунт поврежден.

Увидеть то, что скрыто

В управлении криминалистики целый арсенал новинок спецтехники. Следы пальцев рук, например, здесь исследуют не старым шерлок-холмсовским способом (с помощью кисточки), а в циано-акрилатовой камере. В нее помещают объект и окуривают его специальным составом. После этого явными становятся даже следы, оставленные много лет назад и на шероховатых поверхностях. С помощью источника криминалистического света можно найти, например, невидимую слюну. «Оптик-2» покажет скрытые видеокамеры, тепловизор определит, где в помещении холод нашел лазейку. Этот прибор криминалисты применяли, когда доказывалось предоставление детям-сиротам некачественного жилья в Большом Улуе. В итоге два дела в отношении местных чиновников направили в суд.

Здесь проводят самые разные криминалистические экспертизы. В том числе по невыплате заработной платы или уклонению от налогов. На предприятии изымается документация, и специалист оценивает, была ли возможность у работодателя рассчитаться с сотрудниками. Если он приобрел для себя машину, в то время как зарплата задерживалась, к нему будут вопросы.

Эксперты-фоноскописты по аудиозаписи определят, кому принадлежит голос и делался ли монтаж. Лингвисты по текстам и высказываниям распознают призывы к неправомерным действиям или оскорбления, высказанные в чей-то адрес. Эксперты-компьютерщики извлекут информацию из недр ЭВМ. А в лаборатории психофизиологических исследований с помощью полиграфа поймут, правду говорит следствию подозреваемый или нет. И как бы ни судачили в народе, что детектор лжи можно обмануть, полиграфологи в управлении криминалистики опытные – провести их невозможно.

Полиграф – это обыкновенный ноутбук, к которому тянутся провода с датчиками. Их кладут на сиденье стула, прицепляют на грудь и живот, накладывают на пальцы рук. Во время экспертизы аппарат видит, как меняется дыхание человека, артериальное давление и пульс, электропроводимость кожи и двигательная активность (бывает, что человек начинает ерзать на стуле).

– Мы четко делим волнение и страх, – рассказывает старший эксперт экспертно-криминалистического отдела управления криминалистики Ирина Павлова. – Когда люди попадают в условия проверки, всегда испытывают волнение. И у нас записывается шкала стресса. А когда человек лжет в ответ на вопрос, то у него возникает чувство страха. Это защитная реакция организма на опасную для исследуемого тему. Меняется частота сердечных сокращений, давление.

От наказания не уйти

Здесь работают эксперты-криминалисты, которые участвуют в осмотре места происшествия, помогают изымать следы, исследуют их. А также следователи-криминалисты. У них другая задача. Они разрабатывают тактику расследования преступления, знают, какие экспертизы лучше провести в том или ином случае.

– Мы осуществляем криминалистическое сопровождение, – поясняет старший следователь-криминалист управления криминалистики СК РФ ГСУ по Красноярскому краю Антон Логинов. – А это и использование научно-технических достижений в расследовании уголовных дел, получение с их помощью доказательств, и проведение экспертиз.

Следователи-криминалисты контролируют расследование всех уголовных дел до тех пор, пока не будет предъявлено обвинение подозреваемому и станет ясно, что он не избежит наказания. Под контролем каждого следователя-криминалиста несколько районов Красноярского края и краевого центра. К своему куратору следователи из территорий могут обратиться по любому вопросу. И тот поддержит – консультацией или делом: приедет на место, поможет провести изъятие следов, исследовать их.

За Антоном Логиновым, например, закреплены 13 подразделений Следственного комитета, сейчас под его контролем 200 уголовных дел. Нагрузка огромная, большую часть месяца следователи-криминалисты проводят в командировках. А на них еще и раскрытие преступлений прошлых лет. Это одно из важнейших направлений работы управления криминалистики.

Ежегодно следователи-криминалисты раскрывают до 200 уголовных дел, которые десятки лет пылились на полках. Только в 2019-м раскрыто 87, 12 из них убийства.

– Это преступления, которые были приостановлены в связи с неустановлением лица, совершившего деяния, – поясняет Антон Логинов. – У нас есть дела, стоящие на контроле с 1990-х годов. Тогда совершалось много неочевидных преступлений. Их невозможно было сразу раскрыть из-за субъективных причин: свидетели опасались давать показания или лгали. В те годы шел огромный поток нарушений закона.

Сегодня раскрывать «темные» дела 30-летней давности помогают новые технологии. Например, тогда даже не слышали о молекулярно-генетической экспертизе, а сейчас это обычное исследование, в ходе которого можно установить не только группу крови, но и того, кому эта кровь принадлежит.

В управлении криминалистики уверены: от наказания не должен уйти ни один преступник. Даже если расследование дела затянулось на десятилетия.

Фото Олега КУЗЬМИНА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи