Считается, что коренные северяне – люди крепкого здоровья, и, надо признать, значительная доля правды в этом утверждении есть. Хотя бы потому, что экстремальный климат и сама повседневная жизнь, требующая исключительной выносливости, сформировали особый человеческий тип. Попросту, особого рода закалку…
Мудрость Вселенной
А к закалке следует добавить особенности традиционной кухни и гигиены, которые оттачивались веками, оставляя человеку все самое нужное и полезное из того, что есть.
Разумеется, северяне болеют, как все люди. Но, во-первых, для каждого региона мира характерны свои преобладающие заболевания, а во-вторых, историческая «история болезни» коренных народов Сибири имеет вполне четкий рубеж – до прихода русских и после.
Первопроходцы принесли с собой болезни, которых в тех краях не было никогда, и местные жители не имели иммунитета к ним и, самое главное, не знали, как их лечить.
Традиционная медицина имела средства для лечения травм, болезней глаз, желудочных расстройств, головных болей и т. д., но никогда не сталкивалась с оспой, корью, туберкулезом, сифилисом… Эта печальная история свойственна не только нам, но и вообще всей эпохе Великих географических открытий.
Однако даже после того как «завозным» болезням научились давать отпор и Крайний Север вошел в систему государственного здравоохранения, как и все другие территории России, традиционная медицина никуда не делась. Она до сих пор живет и процветает, и, кстати, для самих северян считается во многом более эффективной, чем медицина «научная», европейская.
Чтобы описать все ее свойства и возможности, не хватит и множества томов. Остается только констатировать, что это удивительное создание человеческой наблюдательности, изобретательности, таланта, верований, фундаментальных представлений об устройстве и смысле Вселенной.
Происхождение болезни…
…знание которого, как известно, уже половина спасения. В отличие от «просвещенных», научившихся делить материю на живую и мертвую, для народов, исповедующих анимистический взгляд на мир, все, что окружает человека, – живое, все обладает душой, волей, может погубить или спасти.
Вот один пример – почти забавный.
Лесные ненцы выводили бородавки с помощью… Луны. По описанию А. В. Головнева, для этого в самом конце июля, когда от луны останется лишь последняя «царапина», нужно было намазать их утиной кровью, выйти на улицу, вытянуть руки к луне и сказать: «Лунный Старик, возьми эти кусочки мяса себе…» П. С. Алиуллина вспоминает, как в детстве бабушка учила ее выводить бородавку на руке: нужно было вытянуть руку к убывающей луне из-под полога чума и спросить: «Луна, кто из вас быстрее исчезнет?» Об этом нельзя было никому рассказывать. Девочка так и сделала, а через месяц обратила внимание, что бородавка исчезла.
(«Наука из первых рук», материалы Н. А. Чеботаевой и М. И. Гардамшиной о традиционной медицине лесных ненцев.)
Понимание того, что болезнь имеет некий высший смысл – в наказание, для смирения и пр., – свойственно не только исповедующим мировые религии.
Шаман – на Севере это универсальная персона, и лекарь в том числе, – давал пациенту не только советы сугубо практические, но и этические. Потому что в основе болезни могут лежать неподобающие поступки. Ноги болят оттого, что ходил по священным местам чужого рода. Рука гниет – вспомни, не прикасался ли к запретным реликвиям?
Все вокруг – лекарство
То, что шаман мог «договориться» с духами насчет больного, абсолютно не отрицало рациональную медицину, которая по большому счету создавалась столетиями из всего, что растет на земле, ползает, плавает, летает, ходит по тайге и тундре. Описать все рецепты и ингредиенты – все равно что пересчитать звезды. Поэтому остановимся лишь на некоторых фрагментах.
Скажем, на лекарствах животного происхождения в ненецкой традиционной медицине.
- Свежая кровь оленя и других животных – профилактическое противоцинготное средство.
- Гусиный, медвежий и рыбий жир – лечение обморожений, ожогов, ран. Жир растапливают и хранят в прохладном месте. Медвежий жир – средство от простуды. Против гноящихся ран применяется порошок, соскобленный с вареных медвежьих костей или из сушеных щучьих челюстей. Оленья и медвежья желчь – для растираний больных суставов, при мышечных болях; внутреннее применение – при кашле, одышке, болях в желудке, коликах, сердечных приступах, желтухе.
- Также при лечении кожных болезней применяется внутренний жир щуки. Кроме того, жиры смешивают со смолой хвойных деревьев, используют против обморожений при перекочевках и для компрессов. В качестве перевязочного материала применялись тонкие волокна, нащипанные из березовой коры.
- Клей из осетрового пузыря, рогов и копыт оленя – средство от послеродовых осложнений. Вместо ваты использовался мох, вместо грелки – разогретый песок или галька, завернутые в ровдугу.
Доцент кафедры этнокультурологии Института народов Севера Софья Унру в интервью «Ленте.ру» рассказала о традиционной растительной аптеке у эвенков:
– При воспалительных процессах в желудке, поносах и рвоте использовался отвар из корневищ бадана, богатых дубильными веществами и арбутином, который оказывал вяжущее действие и быстро приостанавливал расстройство. При поносах применяли также сушеные ягоды черемухи, голубики и черники. При малярии пили отвар коры тополя, ольхи, веток шиповника. При болезни печени – отвар ягеля. От кашля хорошо помогал отвар багульника. В качестве жаропонижающего средства применяли отвар горькой полыни… У охотников были широко распространены костно-суставные заболевания. При их лечении эвенки применяли целебные травы – можжевельник каменный, таволгу, хвойник эфедры, багульник болотный, полынь белоземельную. В качестве противоцинготного средства использовались листья и ягоды шиповника. Экстракт шиповника, содержащий витамин С и кератин, давал хороший лечебный эффект и при многих других заболеваниях.
Названия некоторых болезней в эвенкийском языке свидетельствуют о том, что о них знали задолго до появления на Севере европейской медицины:
- соту – сибирская язва,
- осимук, татар – чесотка,
- симки – кашель,
- чэчэр – нарыв,
- манингки – ревматизм.