У журналистов есть излюбленный метод: освоить азы какой-то профессии либо побывать в чужой роли. Это помогает лучше понять специфику труда того или иного человека, объективнее раскрыть интересующую тему. Когда среди депутатов есть журналисты, использующие этот прием в своей парламентской деятельности, подобный эксперимент переходит в совершенно иную плоскость. Ведь народные избранники наделены властными полномочиями и вправе принимать конкретные решения на основе полученного опыта.
Депутаты Законодательного собрания Александр Новиков, Илья Зайцев и Егор Бондаренко в качестве обычных граждан попытались получить государственные услуги в нескольких многофункциональных центрах края, но убедились, что сделать это не так просто.
МФЦ призваны предоставить государственные услуги населению максимально быстро и удобно по принципу «одного окна». Проверить, как это происходит в действительности, депутатам поручил комитет по государственному устройству, законодательству и местному самоуправлению, в компетенцию которого входят разработка и согласование краевых законодательных актов, обеспечивающих деятельность МФЦ.
Затем на заседании обсуждались результаты выездных проверок, или, как выразился один из депутатов, «контрольных закупок». На разговор были приглашены и. о. министра экономического развития и инвестиционной политики Михаил Васильев и директор КГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» Дмитрий Катышев.
«Амбарная книга»
Александр Новиков поделился с коллегами впечатлениями от посещения МФЦ в Сосновоборске. Учреждение расположено на окраине города в тесном помещении, снятом в коммерческую аренду без проведения каких-либо конкурсов. Прошло 40 минут с момента регистрации, прежде чем депутат попал на прием к документоведу. Еще 40 минут ушло на поиск банкомата, чтобы оплатить госпошлину без комиссии. После этого – 10-минутное ожидание приема. Итого 1,5 часа вместо 6–7 минут, о которых рапортует в отчетах дирекция КГБУ. Помимо этого посетителям перекрыт доступ к оборудованию регистрации в электронной очереди (терминалу).
Также невозможно самостоятельно получить талончик в МФЦ поселка Березовка – об этом рассказал Илья Зайцев. Здесь терминал регистрации вообще отвернули от посетителей, зато завели «амбарную книгу», очередь в которой расписана на несколько дней вперед. Речь идет об услугах Росреестра (постановка и снятие с учета, получение выписки и прочее), которые занимают, по словам депутата, до 90 процентов обращений в МФЦ. Депутату удалось заглянуть в эту книгу – практически весь день был расписан под одного человека, по всей видимости, риелтора. Жители поселка, с которыми побеседовал Илья Зайцев, подтвердили, что это обычная практика работы МФЦ.
Комиссия с каждого
Так и не смог получить государственную услугу – выписку из Единого реестра налогоплательщиков – Егор Бондаренко, посетивший МФЦ в Красноярске по адресу: ул. Карамзина, 25. И здесь помещение арендовано у физических лиц без проведения конкурса. Получив без проблем талончик через терминал, посетитель Бондаренко 50 минут прождал, пока его пригласят к окну. Оказалось, что здесь подобную услугу не оказывают. Перенаправили в другое окно – еще 10 минут ожидания, после чего выяснилось, что эта услуга не оказывается вообще. Тем временем она заявлена и на сайте МФЦ, и на стойке у регистратора.
Получив отказ, упорный депутат решил воспользоваться другой услугой – заказал выписку из Единого государственного реестра юридических лиц. Уплатил госпошлину – с комиссией, поскольку банковских терминалов в этом МФЦ также не оказалось, а терминалы «Платежка» снимают комиссию с каждого посетителя. Написал заявление. Но в обещанный срок услугу так и не получил. Мало того что помещение арендуется без конкурса, а за госпошлину взимается комиссия, депутат еще и обнаружил, что в зале МФЦ расположился пункт ООО «Центр документов», где можно сделать копию за пять рублей с листа, при том что Федерация строго регламентирует работу МФЦ и обязывает делать копии посетителям бесплатно. Стоит ли говорить, что коммерческая структура расположилась на площадях государственного учреждения также без проведения всякого конкурса.
Коррупция – в мелочах
На вопрос председателя комитета Алексея Клешко, почему коммерческая аренда помещений под МФЦ заключается без проведения конкурсов и почему таким же образом сдается часть площадей коммерческим структурам, Дмитрий Катышев пояснил, что здания выбираются с учетом требований к организации центра, транспортной доступности, логистики и т. д. В свою очередь Александр Новиков удивился, каким образом проводится мониторинг, если МФЦ в Сосновоборске разместили на окраине, при этом стоимость аренды вполне соотносится с арендной платой в бизнес-центрах Красноярска.
Что же касается субаренды, то директор краевого учреждения пояснил: если сдаваемая площадь меньше 20 квадратных метров, конкурс не требуется.
– Значит, конкурс не проводится, – еще раз уточнил первый вице-спикер краевого парламента Алексей Клешко. – В этих мелочах кроется коррупция. Я никого не обвиняю и не собираюсь мазать черной краской всю работу МФЦ, которые задумывались, чтобы избавить людей от хождения по многочисленным инстанциям, и в том числе как раз исключить фактор поборов. А теперь прямо на входе терминал прикрывают листочком, чтобы, видимо, у граждан даже не возник соблазн воспользоваться электронной очередью. В некоторых МФЦ пошли еще дальше – с утра сотрудник распечатывает все талоны на день и затем выдает их вручную – кому, исходя из каких соображений? А потом удивляемся валу негатива в соцсетях по поводу работы МФЦ…
Лицом к людям
Дмитрий Катышев и Михаил Васильев рассказали депутатам о проблемах, которые стоят перед МФЦ и во многом сказываются на работе службы в целом. В их числе нехватка зданий, отвечающих регламентам, из-за чего приходится снимать часть помещений в аренду; высокая текучесть кадров из-за больших нагрузок, в том числе психологических, и из-за низкой заработной платы.
Руководитель КГБУ рассказал, что в учреждении существует собственная служба контроля за качеством оказания услуг. По отчетам службы, уровень удовлетворенности посетителей составляет от 95 до 100 процентов. В этих цифрах депутаты усомнились. В то же время и министр, и директор признали, что поставленные сегодня комитетом проблемы необходимо решать. Если некоторые из них потребуют времени, то развернуть терминалы «лицом» к людям можно уже завтра.
Завершая разговор, Алексей Клешко заметил, что люди ждут от службы совершенно иного уровня сервиса. По итогам обсуждения в решение комитета легли такие пункты, как необходимость размещения банкоматов в помещениях МФЦ для оплаты госпошлин без комиссий; ревизия всех арендованных помещений и ряд других предложений.
Ежегодно на МФЦ в краевом бюджете закладывается около 700 млн рублей
Справка
На создание сети многофункциональных центров в нашем регионе краевой бюджет за семь лет потратил миллиарды рублей. Всего было создано свыше двухсот подразделений МФЦ по всему краю. Тем не менее потребность в увеличении их числа остается. По федеральному стандарту один документовед МФЦ должен обработать 14 заявок в день, фактически же получается 19 обращений в сельской местности и до 30 – в городской. Необходимо еще как минимум 200 сотрудников, а для этого нужно изменить расчет стандартов.
Фото: Владимир Корецкий