Если банк звонит и навязчиво требует вернуть долг, это еще можно понять. Но бывает, что кредитная организация настойчиво требует вернуть деньги, которые вы у нее даже не занимали. Отправляет к вам коллекторов.
«Обращайтесь в полицию». Это наши граждане и без советов знают. Куда же еще обращаться, когда к тебе в дверь ломятся неизвестные? По привычке набираем 02. Жаль, реакция правоохранителей часто бывает не столь быстрой, как мы ожидаем. Видимо, реформа МВД как-то повлияла на скорость реакции.
В начале года я купил своему сыну-третьекласснику новую «симку» в телефон. Через пару недель началось. На номер ребенка стали звонить какие-то люди (то мужчины, то женщины), требовать к телефону кого-нибудь из взрослых, а когда я брал трубку, звонившие требовали вернуть долг «Восточному экспресс-банку», о существовании которого я, признаться, от них и узнал. Диалоги происходили примерно так:
– Это Пупкин Иван Иванович?
– Нет, это Бурлаку Сергей Александрович.
– Чего вы врете?! Вы же Пупкин Иван Иванович! Я – сотрудник(ца) отдела по работе с должниками банка, и не надо от нас скрываться, мы вас все равно найдем…
Замечу, что звонки эти (причем с разных сотовых телефонов) раздавались в самое неурочное время – то в семь утра в выходной день, то в 11 вечера, когда ребенок уже спал. Люди на том конце провода разговаривали совершенно хамским тоном.
Я обещал им: если не прекратят звонить, пожалуюсь в прокуратуру, напишу заявление в полицию, вычислю того, кто мне названивает в ночь-полночь… Звонки прекратились. Наверное, этот номер действительно раньше принадлежал какому-то Пупкину, а потом его продали мне – обычная практика сотовых операторов, здесь нет криминала.
Это я еще легко отделался. А вот сотруднице нашей газеты Татьяне К. повезло меньше. К ней выбивальщики долгов заявились домой.
– 6 марта примерно в 20:45 я увидела в окно, как двое незнакомых мужчин вертятся возле моей машины, припаркованной во дворе, пинают по колесам. Вскоре они позвонили в мою дверь, – рассказывает Татьяна. – «Открывайте! Мы из банка «Русский Стандарт». За вами числится долг в 43 тысячи». Кто вам нужен, спрашиваю. Никакого долга перед вашим банком у меня нет. Они мне: «Вы Татьяна Петровна К.?» Нет, говорю, я Татьяна ИВАНОВНА К. Не верят. Продолжают долбиться. Покажите, говорю, хотя бы документы в глазок! «Чего это мы в глазок их будем показывать? Откройте дверь. Снимите грех с души, отдайте нам деньги, сумма небольшая, и разойдемся с миром…» Ага, сейчас. Я одна живу, с чего это я буду впускать в дом незнакомых мужиков? Правда, один из визитеров представился Павлом Ереминым, сотрудником службы безопасности банка «Русский Стандарт».
Я позвонила в полицию Советского района. На шум вышли соседи по площадке, объяснили незнакомцам, что я не та, кто им нужен. В общем, они ушли, пообещав вернуться. Намекнули, что могут оторвать мне голову. Полиция приехала через три (!) часа. Сказали: нарядов не хватает ездить по вызовам. Прибывшим полицейским я написала заявление и объяснение. Позже мне сообщили, что дело передано участковому…
На другой день Татьяна пошла в отделение упомянутого банка, написала заявление с просьбой разобраться в ситуации. Заодно попросила сотрудницу выяснить, кто такая Татьяна Петровна К., с которой ее «перепутали». Сотрудница посмотрела в компьютере («только вы никому не говорите, а то меня с работы уволят») и сообщила «секретные» сведения: действительно, некая женщина, с теми же именем и фамилией, что у нашей коллеги, только с другим отчеством, числится в должниках. Как и почему коллекторы (а в дверь ломились именно они) не заметили этой «несущественной» детали, остается загадкой. Пресс-служба «Русского Стандарта» мою просьбу о личной встрече с сотрудниками банка в Красноярске проигнорировала, вступив со мной в пустую переписку.
На том дело и закончилось. Ни из полиции, ни из банка Татьяне на сегодняшний день (эта заметка пишется 18 марта) так и не позвонили. Видимо, разбираются.
Что делать, куда бежать?
В подобной ситуации может оказаться любой из нас. Особенно сейчас, в кризис. Многие люди остаются без работы, долги по кредитам платить просто нечем, они по стране достигают многомиллиардных сумм.
Спрос рождает предложение. Поэтому появилась масса коллекторских агентств. Это организации, которые и занимаются выбиванием денег из должников. Причем не всегда законными методами. Им в противовес появились и другие агентства – антиколлекторские. Уже сам термин говорит о профиле их работы – защищать должников от коллекторов. Разумеется, не бесплатно. По сути, это юридические компании, которые используют любые возможности закона, чтобы оградить должников от назойливых кредиторов, помогают договориться с банком, найти более-менее безболезненные способы погашения кредита, его отсрочки и т. п.
– Люди, которые вас «достают», чаще всего являются сотрудниками коллекторских агентств, которым банки передают полномочия по выбиванию долгов. Хотя у них вполне могут быть удостоверения сотрудников банка, но фактически они там не работают, – объясняет Евгений Долиденок, руководитель одного из антиколлекторских агентств Красноярска.
– Евгений, давайте рассмотрим две ситуации. Первая – вы ничего не должны банку, а вас все равно достают. Как в вышеописанных случаях. И второй. Когда у вас действительно есть долг, и к вам приходят кредиторы уже на законных основаниях.
– В любом случае, имеется у вас просроченная задолженность по кредиту или нет, – это не повод подвергать вас телефонному террору или ломиться в дверь. У вас есть право на неприкосновенность частной жизни. Все спорные вопросы можно решить цивилизованно. А совершение любого телефонного звонка, как и совершение любых исполнительных действий судебными приставами-исполнителями, до 6 часов утра и после 22 вечера строго запрещается даже по закону «Об исполнительном производстве». Эти принципы также означают, что кредиторы не могут угрожать должникам юридическими действиями или уголовным преследованием. Не рекомендуется сообщать кредиторам свои личные данные: номер свидетельства социального страхования или источник иного дохода (если он имеется). Кредиторы не имеют права угрожать заявлениями, что имущество должника или предметы домашнего обихода будут изъяты.
Если вас все же продолжают доставать назойливыми звонками или визитами, вы вправе написать заявление в полицию. Причем я советую писать не просто, что вас беспокоят (это всего лишь «административка», мелкое хулиганство, такой сигнал могут рассматривать долго), а сообщить, что вам угрожали убийством (голову-то обещали оторвать?) или вымогали с вас деньги. А это уже более серьезные статьи. Чем в большее количество инстанций напишете, тем лучше. В Роспотребнадзор, в общество защиты прав потребителей, в сам банк, в прокуратуру, если полиция на ваш сигнал не реагирует.
Если у вас все же имеется просроченная задолженность, но вы сейчас в затруднительном материальном положении, – продолжает Евгений, – вы можете обратиться в банк с просьбой о реструктуризации кредита. Или самостоятельно, или воспользовавшись услугами опытных юристов, в том числе и тех, что работают в антиколлекторских агентствах. Мы знаем, как вам помочь, способов решения подобных проблем много. Это и уменьшение просроченного долга, и снижение процентной ставки по кредиту, и снижение начисленных банком штрафов, пеней и неустоек, и т. д.
Главное – надо не скрываться от кредиторов, а прийти и рассказать им о своих проблемах. Любой солидный банк, который дорожит своей репутацией, всегда пойдет вам навстречу, если вы аргументированно объясните, почему сейчас не можете платить, и когда сможете это сделать, представите все необходимые справки.
– А если банк… несолидный?
– С такими не стоит и дела иметь. Кредиты лучше брать в крупных, известных банках, а не в тех, где и концов потом не найдешь.
Ольга ЗАГИТОВА, директор управления по работе с проблемной задолженностью одного из красноярских банков
Даже в сложных жизненных ситуациях у заемщиков есть возможность сохранить хорошую кредитную историю и репутацию в банке. Если клиент потерял работу, тяжело заболел, у него снизился доход, необходимо как можно раньше обратиться в банк и написать заявление на реструктуризацию кредита. С каждым должником банк работает индивидуально – как личный финансовый консультант. Вместе мы подбираем оптимальные варианты, которые помогут человеку достойно выйти из конкретной проблемной ситуации. Если эти проблемы носят временный характер и клиент имеет твердое намерение гасить кредит в будущем, банк может изменить первоначальные условия кредитования с помощью реструктуризации.
Михаил ШЕВЦОВ, председатель Красноярского общества защиты прав потребителей
Что касается работы с должниками, то больше всего жалоб в наше общество поступает на банки «Русский Стандарт» и «Хоум Кредит». Заемщики должны очень внимательно читать договор. Бывает, что представительства некоторых банков в регионах здесь только выдают кредиты и собирают деньги, а все судебные вопросы вам придется решать в Москве. И помните: реструктуризация кредита – это палка о двух концах. Кредит вам, конечно, отсрочат, но в итоге сумма долга увеличится и банку придется заплатить больше.