Все просто. Большую часть тепла этот дом получает не из центральных сетей, а от альтернативных источников энергии. Сдали его в эксплуатацию больше года назад. Тогда, глядя на солнечные батареи, скептики предрекали жителям холод в квартирах и перебои с горячей водой. Мол, солнца в Сибири мало, а зимы суровые. Отсутствие балконов в многоэтажке тоже вызывало недоумение.
Корреспондент «НКК» решил узнать, каково это – жить в энергоэффективном доме?
Сохранить, чтобы сэкономить
Энергоэффективный дом – это дом со сверхнизким потреблением энергии. Она сохраняется за счет конструктивных особенностей. Здесь автоматически создается благоприятный микроклимат, а человек уже сам решает, сколько ресурсов он может потреблять.
В Европе, где с природными ресурсами все гораздо сложнее, чем в щедрой России, а климат намного мягче, давно уже существуют целые энергоэффективные кварталы и поселки. В нашей стране о необходимости подобных объектов заговорили относительно недавно. С 2010 года Фонд содействия реформированию ЖКХ начал переселять граждан из аварийного жилья в энергоэффективные дома. Конечно, далеко не всем «аварийщикам» посчастливилось стать жителями инновационных домов: сегодня в стране таких зданий всего 64, 19 еще строятся и 7 проектируются. Самое большое количество домов будущего расположено в Центральном и Сибирском федеральных округах. Есть они в Хакасии, Иркутской области, Алтайском крае и Туве. В Красноярском крае энергоэффективная многоэтажка только одна. Находится в самом центре Дивногорска по улице Бочкина. В кирпичном доме три этажа, 24 одно- и двухкомнатные квартиры, один подъезд и нет балконов. Все направлено на то, чтобы снизить теплопотери.
Жить в термосе
– Конструкция здания – это ключевой момент в энергосбережении, – рассказывает заместитель директора по теплоснабжению МУПЭС – подрядчика управляющей компании дома – Алексей Ануфриенко. – Толстые кирпичные стены, утепленные фасад, чердак и подвал, специальные энергосберегающие стеклопакеты в окнах делают дом своеобразным термосом, который сохраняет стабильную температуру вне зависимости от окружающей среды. Вот только в погоне за энергоэффективностью не уделили внимание дизайну – дом, конечно, не радует глаз внешним видом.
Вторая главная составляющая эффективного энергосбережения – наличие рекуператора в доме. Он извлекает тепло из исходящего воздуха и нагревает им воздух, входящий в квартиры. Можно построить дом какой угодно теплосберегающей конструкции, но если в комнаты вместе с уличным воздухом будет поступать холод зимой и жара летом, то экономии ресурсов не получится. Инженеры подсчитали – через вентиляцию на улицу выходит до 30 % потребляемого тепла! Рекуператор эту проблему решает.
Алексей Ануфриенко проводит небольшую экскурсию по подвалу, своеобразному машинному залу энергоэффективного дома.
– В инженерную сеть входят 30 солнечных коллекторов, два тепловых насоса и два аккумулятора. При этом есть подключение к центральной отопительной системе. Говорят, солнечные батареи в Сибири неэффективны, но летом мы на 85 % покрывали потребности горячего водоснабжения именно за счет энергии солнца. А в пиковые часы даже был избыток энергии. К сожалению, мы не можем ее хранить, и законодательство не позволяет нам скидывать эти излишки в теплосеть. А так бы легко могли делиться теплом с соседями.
Узел управления домом определяет количество тепловой энергии, пришедшей «от солнца», и высчитывает, сколько нужно добавить из тепловой сети для поддержания заданных параметров микроклимата в помещениях. Вся информация о работе приборов выводится на компьютеры специалистов управляющей компании.
Эти особенности дома (лампы освещения с датчиками движения в том числе) и делают его энергоэффективным. По сравнению с обычными зданиями многоэтажка на Бочкина потребляет на треть меньше энергии. Экономия с каждой квартиры – около 1 300 рублей. Выходит, в год каждая семья сэкономила больше 15 тысяч рублей на оплате услуг ЖКХ.
– Конечно, мы этому рады, – говорит жительница энергоэффективного дома Мария Вершинина. – Получили отличные новые квартиры в центре города и платим меньше, чем жители других многоэтажек Дивногорска. Поначалу было непривычно: все эти приборы учета – на воду, отопление, еще и общедомовые счетчики. Но разобрались, привыкли. Тепло, светло и хорошо. Остались только вопросы к застройщику, но это уже другая история.
Издержки инновации
Однако сначала не все жильцы так позитивно, как Мария, приняли идею энергоэффективного дома. В управляющей компании говорят: были и недовольства, и письма президенту, и жалобы в стройнадзор…
– Этот дом построили для людей, которые находились в аварийных бараках, – поясняет Алексей Ануфриенко. – Конечно, им многое казалось удивительным и неправильным. К примеру, люди никак не могли взять в толк, почему не нужно проветривать квартиру. Им объясняли, что работает рекуператор, который подает в комнаты тот же самый уличный воздух, но подогретый. А если открыть окно, то автоматика увеличивает подачу тепла в квартиру и никакой экономии не получится. Много вопросов возникало по поводу перерасхода электроэнергии. Они получали платежки и видели, что им нужно заплатить за какое-то огромное количество киловатт-часов. Мы объясняли: энергосберегающее оборудование дома запитано от электричества – отсюда такой объем потребления. Но ведь за счет этого мы экономим на тепловой энергии. А тепловая энергия – это 50 % от суммы коммунальных платежей.
Некоторые жалобы жителей были обусловлены особенностями проекта (разрабатывал его «Красноярскгражданпроект»). Коридорная система, как в общежитии, чрезмерный шум рекуператора и слышимость… В одной квартире, чтобы избавиться от посторонних звуков, жильцы даже запенили вентиляцию. В итоге стали «плакать» окна, появилась плесень. Тут-то и полетели письма президенту, мол, построили невесть что, жить невозможно. Проблему с шумной вентиляцией специалисты управляющей компании устранили – пришлось перенастроить оборудование. Сделали так, что только днем оно работает и, соответственно, шумит во всю силу.
А вот с тепловым насосом вопрос по-прежнему открытый. Это оборудование, которое могло бы дать дому еще некоторое количество тепловой энергии, стоит без дела. Потребляет оно столько электроэнергии, что дом выходит за все мыслимые и немыслимые нормы потребления электричества.
– Наше законодательство не дает нам сегодня возможности урегулировать этот вопрос. Поэтому мы приняли решение отключить это оборудование, – рассказывает Алексей Ануфриенко. – Усредненные нормативы потребления электроэнергии в жилых домах не учитывают специфику энергоэффективных домов. И в этом смысле мы очень ждем поправок в законодательстве. Сегодня в стране не более 7 % энергоэффективных домов, но это направление строительства развивается, и законодательство должно развиваться синхронно.
Что дальше?
– Надо понимать: этот дом – экспериментальный, – говорит директор управляющей компании ООО «Паритет» Александр Сморгон. – Мы оценили плюсы и минусы, увидели, как и что нужно изменить. Но все же достигли заданных параметров энергоэффективности. В этом и была задача проекта. Теперь его нужно дорабатывать и развивать, чтобы такие дома появились по всему краю. Ну и, конечно, просвещать население. Культура энергоэффективности только начинает формироваться в России. В центральной части страны строят целые кварталы. Но спрос на квартиры в таких домах низкий, потому что стоят они дороже процентов на 10. И никто почему-то не задумывается, что разница в цене быстро окупится за счет экономии на «коммуналке».
Кстати, дивногорский дом обошелся Фонду реформирования ЖКХ, краевому и местному бюджетам почти в 60 млн рублей. Это примерно на треть больше суммы, которой хватило бы на сооружение обычной кирпичной трехэтажки. Инженеры посчитали – оборудование, которое наряду с особенностями конструкции и делает дом энергоэффективным, должно окупиться в течение шести лет. Не так уж это и долго.
В краевом министерстве строительства и ЖКХ о перспективах развития строительства энергоэффективных домов в нашем регионе ничего конкретного сказать не смогли. Остается надеяться, что это лишь временная «задумчивость» власти, связанная с кризисными явлениями экономики. Потому как любому здравомыслящему человеку понятно: энергоэффективность – настоящая, которая реализуется в виде комплекса мероприятий на объекте, а не скатывается исключительно к замене лампочек, – это огромный ресурс для развития. Только на отопление и горячую воду зданий в нашей стране расходуется больше трети всей вырабатываемой тепловой энергии.