Дом на счетчике Или как управляющие компании по-своему трактуют законы

Дом на счетчике Или как управляющие компании по-своему трактуют законы

В редакцию «НКК» позвонили жители Енисейска:

– Помогите разобраться: управляющая компания вынуждает нас срочно оплатить установку прибора общедомового учета потребления электроэнергии. Один такой счетчик стоит 54 тысячи рублей. В нашем доме всего четыре квартиры. На каждую семью выходит по 13,5 тысячи рублей. Проблема в том, что коммунальщики требуют выплатить все сразу, в рассрочке отказывают. Грозятся лишить нас льгот на квартплату. Мы пенсионеры, и сумма почти 14 тысяч для нас неподъемная… Подскажите, законны ли требования управляющей компании?

Наше бремя

Требование оплачивать свет и тепло в местах общего пользования само по себе вызывает отторжение у простого горожанина: для большинства собственность и зона ответственности заканчивается за порогом квартиры. А ведь в соответствии с Жилищным кодексом РФ нам много чего принадлежит: лестничные площадки, лестницы, лифты, чердаки, подвалы, крыши… И, говоря языком закона, мы «несем бремя содержания» всего этого богатства.

Раньше плата за энергоснабжение этих мест была спрятана в графе «содержание и ремонт жилого помещения», но Министерство регионального развития РФ в 2007-м объяснило, что потраченная в подъездах и подвалах электроэнергия должна включаться в состав платы за электроснабжение. А потом подоспел и закон об энергоэффективности, по которому в каждом доме должны появиться общедомовые приборы учета электроэнергии к 1 января 2014 года. Сейчас такими счетчиками оснащено не более 30 % домов.

Платить сразу или в рассрочку?

До 1 июля 2012 года общедомовой счетчик могли установить сами жильцы, управляющая компания, в которой есть электрик с определенным уровнем допуска, или поставщик ресурса – энергетики. После этого срока установкой счетчиков по закону занимается уже ресурсоснабжающая организация. Плата за прибор взимается с жильцов квартир – раз уж это общая собственность.

Сегодня ситуация такова, что ресурсоснабжающие организации не справляются с таким объемом работ, они просто не в состоянии обеспечить приборами каждый дом края, рассказали нам в министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому управляющие компании продолжают заниматься установкой – что правомерно. Вот только требование оплатить сразу всю стоимость этого прибора в министерстве называют незаконным: расплачиваться за приобретенный счетчик, который вместе с установкой всегда обходится недешево, жильцы по закону могут в течение пяти лет. За такую рассрочку управляющая компания берет плату, но не больше ставки рефинансирования Центрального банка РФ (сейчас она составляет 8,5 %).

Граждане, конечно, могут заплатить сразу – если сами того захотят, и это желание должно быть зафиксировано в протоколе собрания собственников жилья, причем «за» должны проголосовать 2/3 участников.

Тем удивительнее выглядит ситуация в Енисейске: управляющая компания решила установить счетчики в срочном порядке – до июня, и плату с жильцов требует сразу в полном объеме.

В противном случае грозит лишить их льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, что само по себе полнейший абсурд, потому что льготы устанавливаются властями, и коммерческая организация – управляющая компания – не вправе их отменить.

Более того, в соответствии с долгосрочной целевой программой Красноярского края «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» граждане, получающие субсидии на оплату коммунальных услуг по доходу, имеют право и на компенсационные выплаты при установке общедомового счетчика. Перерасчет должен произойти автоматически – в идеале они даже не должны почувствовать, что в их доме что-то установлено. Если же сумма в платежке все-таки подросла и субсидия по какой-то причине не была учтена, нужно сначала обратиться в управляющую компанию, а если обращение результата не возымеет – в органы соцзащиты по месту жительства.

Так что же делать?

Если коммунальщики продолжают настаивать на своем, нарушая ваши права, выход один – жаловаться. Для начала позвонить на горячую линию краевого call-центра по вопросам ЖКХ (тел. 8 800 333-70-07, звонки ждут с 9:00 до 20:00 в рабочие дни). В call-центре работают сотрудники министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства края, они зафиксируют обращение как жалобу и направят запрос в администрацию Енисейска (или другого населенного пункта, откуда поступит звонок), которая будет разбираться с управляющей компанией.

Специалисты call-центра уверяют: даже после того как счетчик незаконно (без согласия жильцов) установлен и полная сумма вписана в платежку, деньги пенсионерам вернут и их интересы защитят.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
27 апреля 2024
Корректировка со знаком плюс
Корректировка краевого бюджета стала одним из ведущих вопросов состоявшейся на минувшей неделе сессии Законодательного собрания края. Изменения параметров главного финансового
Без рубрики
27 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: почерк говорит о сильном и эмоциональном характере писателя
По мнению экспертов, почерк может сказать о человеке гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Насколько он инициативен, ответственен, эмоционален.
Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре